Правила безопасности дорожного движения для велосипедистов

Правила езды на велосипеде по дорогам общего назначения

Правила безопасности дорожного движения для велосипедистов

Как повернуть на сложном перекрёстке? Стоит ехать по тротуару или по обочине дороги? Где передвигаться, если идёшь пешком вдоль загородной трассы со сломавшимся велосипедом? Кто должен первым проехать перекрёсток – мой велосипед или автомобиль? Множество вопросов возникает в голове велосипедиста, когда он выезжает на дорогу. Многие решают такие вопросы «на глазок», «по опыту», но это в корне ошибочно. Велосипедист – полноценный участник дорожного движения. Он обязан знать все требования правил дорожного движения на велосипеде.

Роль велосипедиста на дороге

Начнём изучение правил для велосипедистов с позиционирования. Конечно, велосипедист часто едет медленно, намного медленнее 30 км/ч, по которым отсекаются некоторые участники дорожного движения. Велосипедист не защищён кузовом или дугами безопасности. Велосипедисту сложно показать поворотник или посмотреть в зеркало перед проездом перекрёстка.

Тем не менее, велосипед и его водитель обладают абсолютно теми же правами, о чём многие почему-то забывают, такими же обязанностями, что и водители автомобилей или мотоциклов. В ПДД для велосипедистов предусмотрен всего один небольшой пункт дополнительных ограничений, который мы рассмотрим чуть позже.

Термины

Разберём основные термины, которыми оперируют авторы ПДД. Описания сокращены для того, чтобы не помрачать рассудок читателя казённым языком законов.

Велосипед – транспортное средство с, как минимум, двумя колёсами, приводимое в движение мускульной энергией, которое, к тому же, может иметь электромотор.
Водитель – человек, упрваляющий транспортным средством. Т.е. велосипедист – это, точно, водитель.

При этом, велосипедист, который ведёт велосипед рядом с собой, приравнивается к пешеходу, полностью изменяя свою роль в дорожном движении.

Права и обязанности

Как становится ясно из терминологии, велосипедист может быстро изменить свой статус на дороге, если поведет велосипед около себя. При этом на велосипеде он становится водителем транспортного средства, принимая все права и обязанности оного, а пешком – пешеходом (за единственным исключением движения вдоль трассы).

Место движения

Где можно передвигаться?

Правила передвижения на велосипеде вполне конкретны.

  1. Велосипедные дорожки – если есть велосипедная дорожка, то следует ехать по ней.
  2. По правому краю дороги (проезжей части), не далее одного метра от края, или по обочине – равнозначные места. При этом, двигаясь вдоль дороги пешком и ведя велосипед, движение должно производиться спиной по ходу движения, а не против, как требуют правила от пешеходов.
  3. По пешеходной зоне или по тротуару – последнее место, где можно передвигаться велосипедисту, разрешается им пользоваться только в отсутствие двух предыдущих вариантов.

В сумме, мы видим множество нарушителей, катающихся по тротуарам, правила же ожидают, что велосипед будет участвовать в дорожном движении как транспортное средство, а не как пешеход с колёсами. Кстати, касается это всё только байкеров от 14 лет. Дети могут выбирать для катания на велосипеде тротуары и велодорожки.

Ограничения и запреты

Отдельным разделом правила для велосипедистов накладывают ряд ограничений:

  • всегда держаться за руль;
  • не использовать телефон без гарнитуры (это общее правило);
  • не ездить по автомагистралям (знак «Дорога для автомобилей» или «Автомагистраль»);
  • не поворачивать налево на многополосных дорогах и дорогах с трамвайной линией.

В целом, все требования вполне логичны, требуется изучение лишь одного – относительно поворота налево.

Действительно, на перекрёстках велосипедисту нельзя будет повернуть налево нигде, кроме пересечения однополосной дороги.

Даже в этом случае есть вопросы относительно положения, так как поворот будет совершаться не из крайнего левого положения. Этот и ещё несколько примеров разберём далее как сложную ситуацию.

Обзор

Перед совершением манёвра редкий велосипедист может посмотреть в зеркало по причине его отсутствия. Тем не менее, убедиться, что манёвр производится по правилам (например, не создавая помех другим ТС) спортсмен обязан. Следует тренироваться, чтобы постоянные повороты головы не сказывались на качестве управления велосипедом.

Какой звуковой сигнал для велосипеда лучше?

Обгон

Велосипедисты так же, как и другие ТС, могут совершать обгоны, и во время вождения велосипеда обязаны делать это только слева, учитывая возможность начала движения или ускорения обгоняемых автомобилей. Возможен обгон даже велосипедов – правила не запрещают двигаться в два ряда, если это не нарушает остальных правил.

Проезд перекрёстков

Правила и знаки приоритета распространяются и на велосипедистов, т.е. поворачивающий направо автомобиль, едущий параллельно с вами, должен уступить едущему прямо велосипеду, а велосипедист обязан уступать приближающимся справа транспортным средствам.

Ещё раз стоит обратить внимание на поворот налево. На однополосной дороге велосипедист имеет право повернуть аналогично автомобилям и мотоциклам по полной траектории. В иных случаях есть два способа поворота:

  1. Последовательный проезд прямо, остановка с поворотом, ещё один проезд прямо (т.е. в два движения);
  2. Преодоление перекрёстка в качестве пешехода.

В данном случае слева – транспортное средство «велосипед», а справа – пешеход с велосипедом

Ведя велосипед руками, мы становимся при преодолении перекрёстка пешеходом, получая соответствующие права и обязанности, и можем воспользоваться пешеходным переходом и соответствующим сигналом светофора.

Движение рядом с препятствиями

Иногда приходится передвигаться рядом с углами, зарослями, туннелями и прочими препятствиями, блокирующими обзор. По причине хрупкости велосипедиста, в сравнении с другими участниками дорожного движения, рекомендуется применять звуковой сигнал, чтобы приближающиеся ТС и пешеходы могли учесть появление велосипедиста из-за зоны видимости.

Кстати, в таких странах, как Белоруссия и Украина, велосипедный звонок обязателен к установке. В России данное требование пока явно не закреплено для велосипедов, хотя и подразумевается для всего класса транспортных средств.

Система обозначений

Велосипедист, как и другие участники движения, обязан подавать сигналы о планируемых манёврах. Если рюкзак или рама не оборудованы новомодными габаритами с поворотниками, следует пользоваться устоявшейся системой знаков руками:

  • перестроение или поворот направо – вытянутая правая или согнутая в локте левая рука;
  • перестроение или поворот налево – вытянутая левая или согнутая в локте правая рука;
  • остановка – любая из рук, поднятая вверх.

Для подачи знаков в колонне также используются руки, опущенные вниз. Например, левая рука означает «ямы слева» и аналогично для правой. Данная сигнализация используется редко.

Перед использованием в плотном потоке, для безопасности следует потренироваться делать знаки, ведь отнимая одну из рук от руля, легко потерять управление, а вкупе с требованиями по обзору, это может привести к падению и травмам.

Ответственность и ДТП

Велосипедисты тоже попадают в ДТП, и правила для них не отличаются от автомобильных:

  • Нельзя покидать место происшествия.
  • Нельзя трогать транспортное средство (т.е. велосипед).
  • Следует вызвать и дождаться ГАИ.

Ответственность байкеры также несут, аналогично водителям, кроме случаев, когда они передвигались, ведя велосипед и будучи пешеходами.

Заключение

Как мы увидели, «водитель велосипеда» должен быть грамотным участником дорожного движения, знать и выполнять правила езды на велосипеде, а также чувствовать свою ответственность на дороге.

Кроме того, знание правил дорожного движения позволяет намного более эффективно передвигаться на велосипеде, ведь, кроме ограничений, правила объясняют возможности движения, такие как приоритет или корректное размещение на полосе движения.

Однако не следует забывать о безопасности, основные правила велосипедиста – своевременное обозначение манёвров, подача звукового сигнала и разумное уважение к более скоростным и тяжёлым участникам дорожного движения – сохранят жизнь, здоровье велосипедиста и позволят эффективно наслаждаться катанием.

Источник: https://VeloFans.ru/sovety/pravila-ezdy-velosipede-dorogam-obshchego-naznacheniya

Пдд для велосипедистов

Правила безопасности дорожного движения для велосипедистов

  • Правила дорожного движения для велосипедистовобновлено 12.04.2019Что такое велосипед. Кто такой велосипедистСогласно ПДД, велосипед является транспортным средством (ТС). Но немеханическим, – он приводится в движение не двигателем, а мускульной силой сидящего на нём человека (хотя может иметь и электродвигатель до 0,25 кВт). Люди, ведущие велосипед, приравниваются к пешеходам. Как и люди, управляющие самокатом и роликами.В ПДД велосипедистам посвящен 24 раздел, а также некоторые правила из других разделов, относящиеся ко всем транспортным средствам. А вот правила для механических ТС на велосипедистов не распространяются.Где передвигатьсяПо скорости передвижения и другим характеристикам велосипед занимает промежуточное положение между пешеходом и автомобилем. С этим связаны многие права и обязанности, которыми ПДД наделяют велосипедистов. Первая особенность Пдд для велосипедистов – место передвижения. И тут всё непросто. Приоритеты перемещения на велосипеде1. Родной средой для велосипедистов будут велополосы, велодорожки, велопешеходные дорожки – это первая по приоритету зона для их передвижения. 2. Отсутствие описанной выше велоинфраструктуры или невозможность двигаться по ней (ПДД не расшифровывают, что под этим подразумевается) отправляет велосипедиста на территорию машин – проезжую часть (ПЧ), а точнее, на её правый край. На ПЧ можно также переместиться при ширине велосипеда или перевозимого груза более 1 метра, либо при движении в колонне. ПЧ — вторая по приоритету зона для движения на велосипеде. 3. Следующая по приоритету – обочина. Она выручит, если по правому краю ПЧ тоже невозможно двигаться. 4. И только в последнюю очередь велосипедисту допустимо использовать тротуар и пешеходные дорожки. Но лишь в случае, если не создаются помехи пешеходам. Иначе придётся самому стать пешеходом, ведя велосипед рядом с собой. Также ехать по тротуару можно для сопровождения велосипедиста-ребёнка в возрасте до 14 лет или перевозки (на специальном сиденье, в велоколяске или в прицепе) ребёнка до 7 лет. Для детей предусмотрены другие правила. До 14 лет ездить на велосипеде нельзя там, где передвигаются автомобили: по проезжей части и по велополосе, ведь она располагается на ПЧ. Остаются велосипедные, велопешеходные и пешеходные дорожки, а также тротуары и пешеходные зоны. Детям до 7 лет, скорость которых сравнима с пешеходной, доступна лишь пешеходная инфраструктура: тротуары, пешеходные дорожки (а также велопешеходные, но на стороне пешеходов ) и пешеходные зоны.Важным подарком для велосипедистов стало разрешение двигаться по полосам общественного транспорта в случае, если они располагаются справа. Этому нововведению уже несколько лет, однако его реализация до сих пор не отлажена: въезд на велополосу помимо соответствующего знака зачастую дублируется “кирпичом”, нарушать который велосипедист не может. Однако с таким противоречием постепенно удаётся бороться, – городские службы меняют «кирпич» на знаки «полоса для маршрутных ТС», либо дополняют его табличкой «кроме велосипеда».При движении по полосам ОТ велосипедисту важно соблюдать бдительность, т.к. помимо автобусов и троллейбусов действующие ПДД разрешают ездить там школьным автобусам, такси, а в соответствии с последними правками, и транспортным средствам от 5 тонн, используемых для перевозки 8 и более пассажиров. В число последних могут попадать, например, маршрутки и корпоративные развозки. Редакция ПДД от декабря 2018 года также ввела понятие «велосипедной зоны» — территории, предназначенной для движения велосипедистов. В ней велосипедисты имеют преимущество перед механическими ТС, могут двигаться по всей ширине попутной проезжей части. Скоростной режим в велосипедных зонах аналогичен дворовым территориям — не более 20 км/ч.Отдельно оговаривается в ПДД движение в велосипедных колоннах. 1. Движение в колонне допускается по двое в ширину (если ширина велосипеда менее 75 см).2. Колонна должна быть разбита на группы по 10 велосипедистов (или пар), а для облегчения обгона расстояние между группами следует держать 80-100 м.

Если вы услышите, что велосипедистам запрещено ездить по тротуарам или для них отведён метр справа на дороге, имейте в виду: обе эти нормы исчезли из ПДД больше двадцати пяти лет назад.

Световые приборы, звонок

П.19.1 требует от велосипедистов в темное время суток и в условиях недостаточной видимости, а также в тоннелях включать на велосипедах фары или фонари.

В дополнение к этому “Основные требования по допуску ТС” упоминают, что велосипед должен быть оборудован: + спереди – световозвращателем и фонарем или фарой (для движения в темное время суток и в условиях недостаточной видимости) белого цвета, + сзади – световозвращателем или фонарем красного цвета,

+ с каждой боковой стороны – световозвращателем оранжевого или красного цвета.

Отметим, что в том же разделе есть п.19.5, обязывающий в светлое время суток всем движущимся ТС держать включенными фары ближнего света или дневные ходовые огни. Но велосипеды не оборудованы такими осветительными устройствами, а “Основные требования по допуску ТС” не содержат подобных условий. Зато содержат необходимость иметь исправный звонок.

Напоминаем, что на тротуаре велосипедист — гость; это территория пешеходов.

Поэтому настоятельно не советуем использовать звонок или клаксон против пешеходов.

Жесты

Предсказуемость – одно из самых важных качеств велосипедиста на дороге. Поэтому для поворотов ПДД обязывают применять жесты:

+ направо: вытянутая в сторону правая (или согнутая в локте левая) рука;

+ налево: вытянутая в сторону левая (или согнутая в локте правая) рука.

Мы считаем вариант с согнутой рукой не самым очевидным для водителей, поэтому рекомендуем вытягивать руку, соответствующую направлению поворота.

Торможение следует обозначать поднятием руки вверх. Это рекомендуется делать заранее не только с целью дать водителям дополнительное время на реакцию, но и для удобства торможения: зажимать ручной тормоз, удерживая руль лишь одной рукой, может быть небезопасно.

Жесты велосипедистов

Шлем

Согласно ПДД, шлем не является необходимым атрибутом. Есть разные мнения на этот счёт.

Например: + даже если он пригодится один раз, оно того стоит; + можно на 100% отвечать за себя, но никто не застрахован от аварий по вине других: открывшаяся дверь или подрезавший автомобиль могут сделать шлем полезным. Или, наоборот: + шлем выручает от серьёзных травм головы, но вероятность самой такой травмы очень невелика;

+ водители считают велосипедистов без шлема новичками-любителями, поэтому соблюдают бОльший боковой интервал, чем рядом с профи в шлемах.

Таким образом, носить шлем или нет – самостоятельный выбор каждого.

Повороты и перекрёстки

При движении по проезжей части или велосипедной полосе проезд перекрёстка происходит вместе с потоком машин, согласно сигналам светофора.

При этом поворачивающие водители обязаны пропускать движущихся прямо велосипедистов (п.13.1), независимо от того, едут те по ПЧ или по велополосе/велодорожке.

А вот чтобы пересечь дорогу, двигаясь на велосипеде по тротуару, придётся спешиться: ПДД запрещают ехать верхом по зебре.

Поворот налево на велосипеде можно сделать несколькими способами:

1. В случае, если такой поворот предусмотрен велосипедной дорожкой. Таких мест в России практически нет.
2. В случае движения по дороге без трамвайного движения и с одной полосой в направлении движении велосипедиста. Но при этом нужно быть предельно внимательным и предсказуемым.

Копенгагенский поворот
3. Воспользовавшись т.н. копенгагенским поворотом: доехать до конца пересечения ПЧ, остановиться и повернуть велосипед на 90 градусов влево. Тут тоже важно не сбить с толку своими движениями водителей.

Копенгагенский поворот

4. В случае, если поворот налево разрешён из правой полосы. Этот вариант появился в декабрьских правках 2018.

Он устраняет казус левого поворота на многополосных дорогах, когда при наличии знака, разрешающего поворот налево из правой полосы, велосипедист не мог этого сделать в силу прямого запрета в п.24.

8: «…на дорогах,… имеющих более одной полосы для движения в данном направлении…» Теперь такой поворот разрешён.

Разрешённый поворот налево из правой полосы на Т-образном перекрёстке

В остальных случаях для совершения левого поворота велосипедисту придётся использовать опцию превращения в пешехода.

Запреты

Вот ещё некоторые важные запреты для велосипедистов. 1. Езда без рук. 2. Перевозка груза, мешающего управлению. 3. Буксировка велосипеда или велосипедом.

4. Перевозка пассажиров способом, не предусмотренным конструкцией велосипеда.

Самое важное

На наш взгляд, четыре самых важных правила для велосипедиста на дороге:

1. Быть заметным (яркая одежда, световозвращающий жилет, световые приборы).
2. Быть предсказуемым (жесты, манёвры).
3. Быть внимательным (никакие ПДД не заменят вам этого).
4. Уважать других участников дорожного движения (это сделает поездку не только безопаснее, но и приятнее и спокойнее).

Ссылки:

Обсуждение на форуме 

Яндекс.Дзен

Ротов Александр

12.04.2018
Обновлено 12.04.2019

Войдите, чтобы подписаться  

Источник: http://velopiter.spb.ru/articles/safety/%D0%BF%D0%B4%D0%B4-%D0%B4%D0%BB%D1%8F-%D0%B2%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D1%81%D0%B8%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2-r27/

Права и обязанности велосипедиста на дороге

Правила безопасности дорожного движения для велосипедистов

Бесплатная консультация юриста по телефону:

По неофициальной статистике за 2017 год, по Московской области зафиксировано 160 случаев ДТП с участием водителей-велосипедистов. Для использования на дороге таких двухколесных агрегатов получение прав не требуется, но к ПДД разработаны дополнения, поясняющие правила передвижения велосипедистов на дороге, соблюдение которых является обязательным.

Каковы права и обязанности велосипедиста на дороге в 2018 году рассмотрим ниже.

Основные обязанности велосипедистов

Как и любой автолюбитель, водитель-велосипедист является участником дорожного движения и должен соблюдать правила, закрепленные в ПДД.

Согласно статье №24.2 ПДД, с возраста 14 лет и старше, велосипедист может совершать движение по правому краю дороги в случаях отсутствия специально выделенной велодорожки. Также граждане вправе передвигаться по проезжей части, разделяясь на колонны по 10 человек в ряд или в составе 10 пар, если ширина занимает не более 0,75 м дороги (п. 24.5).

При отсутствии возможности двигаться по правой стороне автомагистрали, водитель двухколесного средства может переместиться на пешеходную дорожку, и продолжить езду если нет отдельно очерченной велодорожки.

К велосипеду может быть прикреплен прицеп, если конструкция данного ТС предусматривает его наличие.

К обязательным требованиям, которые должен соблюдать водитель согласно ПДД для велосипедистов, относятся следующие:

  • на проезжую часть дороги вправе выезжать только граждане старше 14 лет;
  • велосипед должен быть в исправном состоянии и специально оборудован:
    • яркие красные или оранжевые светоотражатели на каждом колесе;
    • на передней части велосипеда должен располагаться фонарь и светоотражатель белого или желтого цвета;
    • на задней панели – светоотражатель красного цвета;
    • транспорт должен быть снабжен клаксоном для подачи предупреждающих сигналов;
    • иметь исправную тормозную систему;
    • общая ширина велосипеда, включая прицеп, не может превышать 1 м;
  • правило остановки перед пешеходом в установленных местах распространяется на велосипедиста, как и на любого автомобилиста;
  • при необходимости пересечь пешеходный переход перпендикулярно линии дорожного движения, велосипедист обязан ускориться.

Пункт 24.2 ПДД допускает возможность движения велосипедиста по обочине, при наличии помех по правому краю дороги и при отсутствии велодорожек.

По правилам дорожного движения допускается перевозка ребенка до 7 лет в сопровождении взрослого велосипедиста в велоколяске, прицепе или на дополнительно оборудованном сиденье.

Правила передвижения по дороге

Чтобы предупредить участников движения о маневрах велосипедиста, разработана общепринятая система условных знаков:

  1. Для поворота направо необходимо выдвинуть прямую правую руку или поднять и согнуть в локте левую руку;
  2. Для поворота налево необходимо выдвинуть прямую левую руку или поднять и согнуть в локте правую руку;
  3. Для обозначения остановки используется подъем руки наверх в положении прямо.

Предупредить о наличии препятствия на дороге (ямы, кочки, лужи) участников колонны можно, опустив руку вниз со стороны имеющейся помехи.

При движении колоннами необходимо соблюдать дистанцию 80-100 м так, чтобы водители машин имели возможность постепенно обогнать всю плеяду участников.

Согласно ПДД, движение рядом с препятствиями, например, автомобилем с аварийными стоп-сигналами, предусматривает возможность отклонения велосипедиста в левую сторону.

Перемещение по перекресткам должно происходить строго в соответствии с сигналом светофора или по направлению главной дороги.

При подготовке к движению необходимо выехать вперед, чтобы водитель, стоящий на стоп-линии, увидел велосипедиста. Остальные маневры велосипедистов приравниваются к ПДД для водителей.

Так, при совершении поворота велосипедист должен занять соответствующее крайнее положение дороги.

Важно! Поворот налево или изменение направления движения для велосипедистов разрешено только на дорогах с одной разделительной полосой.

Что водителям-велосипедистам запрещается на дорогах?

Запрещенные маневры для велосипедистов согласно ПДД:

  1. Управление транспортным средством, не держась за руль;
  2. Вождение велосипеда в пьяном виде;
  3. Перевозка пассажиров на раме или багажнике велосипеда;
  4. Проезд в ночное время суток без осветительных приборов и светоотражателей;
  5. Движение по средней или крайней левой полосе дороги;
  6. Проезд в месте расположения пешеходного перехода;
  7. Буксировка другого велосипеда;
  8. Совершение проезда на красный сигнал светофора;
  9. Совершение поворота налево при движении на дорожном полотне, имеющем более одной полосы или разворот на трамвайных путях.

Предусмотрена ли ответственность за нарушение ПДД?

Ответственность за нарушение ПДД велосипедистами в России предусматривает только штрафы.

Нарушениями ПДД считаются:

  • передвижение на велосипеде в нетрезвом виде. Штраф составляет 1500 рублей к оплате;
  • не предоставление права преимущества пешеходу карается суммой от 1500 до 2500 рублей;
  • создание помех для участников дорожного движения влечет за собой штраф в размере 1000 рублей.

При оплате штрафа ГИБДД в течение двух недель с момента его назначения, сумма может быть снижена на 50%, согласно КоАП РФ.

Соблюдение правил ПДД способно сохранить жизнь и здоровье участникам дорожного движения.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Источник: https://lawecon.ru/prava-i-obyazannosti-velosipedista/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.