Ппмп

Постоянная палата международного правосудия

Ппмп

Постоянная палата международного правосудия (ППМП) — судебный орган, учрежденный Лигой Наций для урегулирования всех споров международного характера и вынесения консультативных заключений по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей Лиги.

Постоянная палата международного правосудия был учреждена во исполнении ст. 14 Устава (Пакта) Лиги Наций в соответствии с договором, известным как Статут Постоянной палаты международного правосудия.

Статут ППМП был разработан Консультативной комиссией из десяти юристов и единогласно принят Ассамблеей Лиги в 1920 г. Статут вступил в силу в 1 сентября 1921 г.

после подписания и ратификации Протокола о подписании большинством государств-членов Лиги.

Официальное открытие Постоянной палаты международного правосудия состоялось 15 февраля 1922 г. во Дворце мира в Гааге. На проходившей с 30 января по 24 марта 1922 г.

предварительной сессии был разработан и принят Регламент суда, регулирующий внутреннюю организацию и порядок деятельности ППМП.

Регламент разрабатывался с учетом опыта крупных международных арбитражей и практики верховных судов различных государств.

В 1929 г. в Статут ППМП был внесен ряд поправок, касающихся главным образом организационных вопросов и процедуры ведения консультативных разбирательств. Протокол о пересмотре Статута ППМП был принят Ассамблеей Лиги Наций 14 сентября 1929 г., а 1 февраля 1936 г. вступил в силу.

К концу 1939 года 50 государств ратифицировали Протокол о подписании. Хотя США подписали протоколы 1920 и 1929 гг., они так и не присоединились к Статуту ППМП из-за отказа Сената их ратифицировать. СССР в связи с тем, что большинство держав, входящих в Лигу Наций, не признавало Советское правительство де-юре, не считал ППМП беспристрастным судебным органом и отказался в нем участвовать.

Требования, предъявляемые к членам Суда

Первоначально Постоянная палата международного правосудия состояла из 11 судей и 4 заместителей судей. После внесения поправки в Статут ППМП в 1929 г. количество судей было увеличено до 15.

Статья 2 Статута ППМП устанавливает общее требование для кандидатов: «лица высоких моральных качеств, удовлетворяющие требованиям, предъявляемым в их странах для назначения на высшие судебные должности, или являющиеся юристами с признанным авторитетом в области международного права». В дополнение к личной квалификации ст.

9 Статута предусматривала, что «и весь состав судей в целом должен обеспечить представительство главнейших форм цивилизации и основных правовых систем мира».

Система выборов

Каждому государству-члену было разрешено выставить не более четырех кандидатов, причем не более двух, состоящих в гражданстве своей страны. Судьи избирались абсолютным большинством на выборах, проводимых одновременно в Ассамблее и в Совете. Члены ППМП избирались на девять лет и могли переизбираться на новый срок.

Статус судей

Статья 19 Статута ППМП предусматривала, что «члены Суда при исполнении ими судебных обязанностей пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами».

Обращение в Суд

Согласно ст. 13 Устава Лиги Наций, если между участниками Лиги возникает спор, который не может быть урегулирован дипломатическим путем, то вопрос следует перенаправить в третейский суд. Государства в соответствии со ст. 40 Статута ППМП могли передавать дела в Суд одним из двух способов: либо нотификацией специального соглашения, либо подачей письменного заявления на имя Секретаря.

Слушания

Статутом Постоянной палаты международного правосудия предусматривалось, что за исключением специально предусмотренных случаев Суд заседает в полном составе. Исключения составляли трудовые дела, дела, касающихся транзита и связи, и дела, рассматриваемые в порядке упрощенного судопроизводства, которые могли рассматриваться и решаться коллегией из пяти судей.

Вынесение судебных решений

По завершении слушаний Суд приступал к рассмотрению своего решения на закрытых заседаниях. Каждый судья готовил письменную записку с изложением своего мнению по делу.

Эти записка переводилась и распространялась среди других судей, после чего Председатель готовил проект решения, содержащего краткое изложение мнений отдельных судей.

Судьи рассматривали проект решения и предлагали к нему свои поправки.

https://www.youtube.com/watch?v=F4tHL8reNCs\u0026list=PLp3HmuwrzDGf4NkAmrcjFmgm3192dQdmf

Рассмотрев эти поправки, редакционный комитет из 4 человек, включая Президента, Секретаря и двух судей, избранных тайным анием, составлял текст окончательного решения, за которое проводилось ание. Судьи могли ать только «за» или «против», воздерживаться было нельзя.

После вынесения окончательного решения, оно оглашалось в открытом судебном заседании перед представителями сторон в споре.

Каждое решение содержало причины, лежащие в основе решения и заключения судей; несогласным судьям разрешалось представить собственное особое мнение. Решение было окончательным и обжалованию не подлежало.

Просьба о пересмотре могла рассматриваться лишь в случае обнаружения неизвестных обстоятельств, способных оказать влияние на исход дела.

Последняя сессия Постоянной палаты международного правосудия. Женева. Октябрь 1945 г.

Юрисдикция Ratione Personae

Согласно ст. 34 Статута ППМП только государства или члены Лиги могли быть сторонами дел, рассматриваемых Судом. Под «членами Лиги» подразумевались территории Британской империи, еще не получившие статус независимых доминионов.

Суд открыт для членов Лиги, а также для государств, упомянутых в Приложении к Уставу Лиги.

Совет должен был установить условия, при которых Суд будет открыт для других государств, но эти условия ни в коем случае не могли «поставить стороны в неравное положение перед Судом».

Юрисдикция Ratione Materiae

Статья 36 Статута ППМП определяет сферу юрисдикции ratione materiae Суда.

Основной принцип изложен в первом абзаце: «К юрисдикции Суда относятся все дела, которые будут переданы ему сторонами, и все вопросы, специально предусмотренные действующими договорами и конвенциями».

Данное положение подкрепляется последним предложением: «В случае спора о подсудности дела Суду вопрос разрешается определением Суда».

Применимое право

Постоянная палата международного правосудия в соответствии со ст. 38 Статута должна применять:

  1. международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами;
  2. международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы;
  3. общие принципы права, признанные цивилизованными нациями;
  4. с оговоркой, указанной в статье 59, судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм.

Цель последнего пункта состояла в том, чтобы не допустить вынесения ППМП решения non liquet под предлогом отсутствия или неясности подлежащей применению нормы права. Ссылка на ст. 59, где говорилось, что «решение Суда обязательно лишь для участвующих в деле сторон и лишь по данному делу», закрепляла положение о том, что предыдущие решения ППМП не имеют для нее обязательной силы.

Консультативные заключения

Статья 14 Устава Лиги Наций предусматривала, что в дополнение к своей основной функции – рассмотрения и решения споров международного характера Постоянная палата международного правосудия «будет давать также консультативные заключения по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в нее Советом или Ассамблеей». Это было крупным нововведением в международной практике.

Первоначально Статут ППМП не содержал норм, регулирующих консультативную юрисдикцию Суда, и Суд учел это в Регламенте ППМП. Это упущение было исправлено при пересмотре Статута в 1929 году, когда в него были перенесены некоторые положения Регламента и добавлена новая Глава IV (ст. 65–68).

Оценка деятельности и значение в истории международного права

Деятельность Постоянной палаты международного правосудия была исключительно успешной. В период с 1922 по 1940 год ППМП вынесла 32 решения (включая решения о юрисдикции и приемлемости), все из которых были исполнены, хотя и не всегда без трудностей.

ППМП также вынесла 27 консультативных заключений, по большинству из которых были приняты соответствующие меры. Кроме того, ППМП приняла 137 постановлений, касающихся процедуры судопроизводства в конкретных случаях.

Большинство консультативных заключений и 11 судебных решений касались споров, связанных с Версальским мирным договором 1919 г. и послевоенным мироустройством.

https://www.youtube.com/watch?v=Wot0Ds0pjoE\u0026list=PLp3HmuwrzDGf4NkAmrcjFmgm3192dQdmf

Работа Постоянной палаты международного правосудия была прервана немецким вторжением в Нидерланды в мае 1940 года во время Второй мировой войны.

После войны ППМП была официально распущена на заключительном заседании Ассамблеи Лиги Наций 18 апреля 1946 г.

Функции ППМП перешли к Международному Суду (МС), который, не будучи его правопреемником, фактически продолжил его деятельность на основе устава, практически полностью дублировавшего Статут ППМП.

Тем не менее, между Постоянной палатой международного правосудия и Международным Судом существует принципиальное различие.

МС является одним из шести «главных органов» Организации Объединенных Наций (ООН), а его статут – неотъемлемой частью Устава ООН, поэтому все члены ООН автоматически становятся участниками МС.

ППМП, хотя обычно считается судом Лиги Наций, не была органом лиги, и только те государства, которые ратифицировали Протокол о подписании 1920 г., были связаны Статутом ППМП.

С учетом незначительных изменений в организации, компетенции и процедуре судопроизводства, а также применимом праве и других поправок Статут ППМП был целиком заимствован МС.

Важно подчеркнуть, что, как и его преемник, ППМП не обладала обязательной юрисдикцией.

В случае спорной юрисдикции дело могло рассматриваться лишь в случае согласия соответствующих государств, выраженного либо путем объявление специального соглашения сторон, либо ссылкой в статье договора, либо на основании односторонних заявлений.

Несмотря на отсутствие обязательной юрисдикции, создание Постоянной палаты международного правосудия стало поворотным моментом в истории международных судов и институтов международного права в целом.

В отличие от третейских судов, чей опыт способствовал ее созданию, ППМП был постоянно действующим, глобальным судебным органом с полностью штатными, оплачиваемыми судьями, секретарем, преимущественно публичными слушаниями, а также открытыми протоколами судебных заседаний.

ППМП разработал судебные процедуры, методы и практики, которые в конечном итоге послужили основой для МС.

В то же время первый «Всемирный суд», как часто называют ППМП и МС, внес положительный вклад в толкование и разработку основных норм международного права, а рассматриваемые им дела заложили судебные традиции, которые продолжаются в работе его преемника, Международного Суда.

Источник: https://interlaws.ru/postoyannaya-palata-mezhdunarodnogo-pravosudiya/

Роль постоянной палаты международного правосудия в развитии принципа мирного разрешения международных споров

Ппмп

Окончание Первой мировой войны, зафиксированное в Версальском мирном договоре 1919 г., ознаменовало то, что состояние «мира» держится на очень шатком фундаменте, и без международного стабильного права его не закрепить.

Первая мировая война не только изменила карту Европы, но и запустила механизм разрушения системы международного права в целом, представленного в виде конвенций, международных соглашений и договоров. Сам факт начала Первой мировой войны был недопустимым актом со стороны государств.

«Войну не удалось предотвратить прежде всего вследствие отрицания руководством Германии и германской правовой доктриной общепризнанных норм международного права, их усилий добиться «ничтожности» принципа верховенства (господства) права в международных отношениях» – пишет Евгений Ростиславович Воронин [1, с. 31].

Это был международно-правовой нигилизм в своем чистом проявлении. Л. Камаровский писал, что «цель войны, как и остальных юридических средств, лежит в обеспечении и возобновлении мира, то есть прочного правового порядка» [2, с. 74].

Первая мировая война не только не привела к «прочному правовому порядку», но и стала показателем того, что существующие органы защиты норм международного права не соответствовали столь скачкообразному развитию международного сообщества. На рубеже XIX-XX в.

международная система правосудия уже имела сложившиеся принципы деятельности, которые можно рассмотреть на примере Постоянной палаты третейского суда. Такие принципы, как справедливость, публичность судебного процесса (если иное не предусмотрено законом), разрешение дел беспристрастным судом, формально лежали в основе международной судебной системы, но не всегда соблюдались международным сообществом.

В 1919 г. на политическую арену вступила Лига Наций, решившая учредить универсальный орган для разрешения международных диспутов – Постоянную палату международного правосудия.

Стремление международного сообщества обязать всех взаимной ответственностью и разрешать конфликты мирным путем стали главными причинами создания Постоянной палаты международного правосудия. Была необходимость поставить государства в рамки зависимости друг от друга.

Ведь «проблема международной ответственности государств является одной из сложнейших в международном праве и не имеет однозначного решения ни в доктрине, ни в практике межгосударственного общения. Она является коренной для обеспечения международного правопорядка» [3, с. 165].

Оле Спирмен писал, что «обладая своим уставом и постоянным компетентным судейством, Постоянная палата международного правосудия стала первым значительным судом на международной арене» [4, с. 3].

Основными функциями нового органа юстиции стали разбирательство международных споров и дача консультативных заключений, по всем спорам и по всем вопросам, которые будут внесены в неё Советом или Ассамблеей В статье 14 Устава Лиги Наций закреплено, что «эта Палата будет ведать всеми спорами международного характера, которые стороны предадут ей. Основной задачей Постоянной палаты международного правосудия стало построение международного правопорядка и укрепление роли международного права. В Статуте были выделены источник права, применяемые Постоянной палатой международного правосудия: «международные конвенции, международный обычай, общие принципы права, признанные цивилизованными нациями, судебные решения и доктрины» [5, ст. 38]. Однако если стороны придут к соглашению, то суд может рассматривать дела, не ограничивая себя нормами международного права.

Юрисдикция Постоянной палаты международного правосудия признается государством автоматически, когда оно становится членом Статута суда. Важно отметить, что Статут выделяет два понимания юрисдикции.

Юрисдикция в широком смысле, которая определяет полномочия судебного органа, закрепленные в правовом акте и юрисдикция в узком значении, то есть стороны спора сами решают может ли судебный орган рассматривать их дело.

Факультативная юрисдикция находится в прямой связи от этих двух значений, так как в Статуте закреплены виды дел, которые находятся под властью Палаты, а стороны решают, передавать дело под рассмотрение суда или нет.

Источниками факультативной юрисдикции являются: односторонние заявления, которые являются залогом договорных взаимосвязей, акты, показывающие согласие на передачу вопроса суду, кроме того источником может стать перечень вопросов, которые стороны обозначили для рассмотрения в суде.

Факультативная юрисдикция включает в себя три очень важных аспекта: временной, предметный и субъективный. Временной критерий обозначает, что дело должно быть рассмотрено в период, на который распространяется временная юрисдикция судебного органа.

Предметный критерий значит, что дело по своему основному предмету, должно подходить к категории споров, которые судебный орган может рассматривать. Субъективный критерий основывался на том, что спорящие стороны должны подходить к субъектам, дела которых судебный орган вправе рассматривать.

На основе данных параметров, следует отметить, что в основе Постоянной палаты международного правосудия лежала факультативная юрисдикция. Однако Статут содержал совершенно новую особенность, которая заключалась в том, что государство, признавшее обязательную юрисдикцию суда в отношении любого вопроса, могла возбудить в одностороннем порядке дело на другое государство, тем самым обходя стороной согласие всех сторон на рассмотрение дела судебным органом. Несмотря на то, что Постоянная палата международного правосудия была учреждена Лигой Наций, она не являлась её частью. члены Лиги Наций не были обязаны признавать юрисдикцию суда, однако к 1939 г. обязательную юрисдикцию суда впервые за всю историю международного правосудия признали более шестидесяти пяти стран.

https://www.youtube.com/watch?v=chTiddN4b00\u0026list=PLEkkIK2Sby1mQqbTumsy0xfRRGoFAo7ht

Статут Постоянной палаты международного правосудия довольно детально регулировал структуру деятельности органа, однако он имел ряд недостатков.

Как и у предшествующих органов правосудия, в Статуте Постоянной палаты международного правосудия отсутствовали процессуальные нормы, направленные на привлечение к ответственности государства, нарушающие нормы международного права, а также процедуры применения санкций.

В конечном счете вся деятельность судебного органа опиралась на добрую волю сторон исполнять решения. Но несмотря на это Постоянная палата международного правосудия, выполнявшая свои функции более двадцати лет, рассмотрела 37 споров и вынесла 28 консультативных заключений.

При вынесении решений новый судебный орган ссылался на общепризнанные конвенции и договоры, это позволило интегрировать государства в единое международно-правовое поле. Ведь решения, которые выносит суд, опираясь на международное право и справедливость, не только служат основанием регулирования конкретного спора, но и способствуют прогрессивному развитию международного права и его институтов.

Значение Статута Постоянной палаты международного правосудия для международного сообщества довольно неоднозначно. С одной стороны, Статут был первым детально проработанным актом, который давал исчерпывающую информацию, касающуюся порядка деятельности суда.

Он регулировал порядок отбора кандидатов на должность члена суда, определял полномочия нового органа юстиции, выдвинул основные функции и задачи, которые должна была осуществить Постоянная палата международного правосудия.

Кроме того, впервые была введена обязательная юрисдикция суда, которая в дальнейшем сыграет очень важную роль в деятельности Международного Суда при Организации объединенных наций. С другой, отсутствие норм процессуального права сделало из него предсказуемый орган разрешения споров.

Это стало самым главным пробелом в деятельности Постоянной палаты международного правосудия. Статут был показателем неразвитости международного процессуального права.

Однозначно можно сказать, что создание Постоянной палаты международного правосудия стало очень важной ступенью в развитии принципа мирного разрешения международных споров. Статут Постоянной палаты международного правосудия стал частью Устава ООН, а также оказал огромное влияние на деятельность Международного суда ООН, учрежденного в 1946 г.

Источник: https://apni.ru/article/106-rol-postoyannoj-palati-mezhdunarodnogo

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.