Понятие о дтп виды дтп

Содержание

Что такое ДТП: виды, причины и обстоятельства аварий на автомобильном транспорте

Понятие о дтп виды дтп

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП) становятся обыденностью, ведь с каждым годом их количество увеличивается, а масштабы растут.

Во многом это связано с увеличением трафика на дорогах, однако немаловажным фактором является уровень осознанного отношения водителей к соблюдению правил дорожного движения (ПДД).

Для точного понимания, что такое ДТП, и какие правовые, финансовые, административные последствия оно может повлечь за собой, рассмотрим, как трактует рассматриваемое понятие свод правил дорожного движения Российской Федерации.

Определение понятия «ДТП»

Согласно пункту 1.2 ПДД, ДТП — это инцидент, произошедший при участии транспортного средства (одного или нескольких).

В определении ДТП в правилах дорожного движения присутствует обозначение спектра возможных последствий происшествия:

  • смерть людей или нанесение им тяжелых физических увечий;
  • повреждения транспорта, строений, имущества;
  • нанесение любого другого ущерба.

В ПДД можно найти также перечень определяющих характеристик инцидента:

  • ДТП возникает лишь при условии участия в нем транспортного средства;
  • механизм ДТП предусматривает, что автомобиль должен в момент происшествия находиться в движении;
  • обозначенные выше последствия (все или некоторые из них) являются обязательными условиями факта определения ДТП.

Важным моментом при анализе природы и характера ДТП является определение его границ и масштабов. Нередко участники дорожного движения вместо термина ДТП употребляют понятие «авария». Однако эти определения далеко не всегда совпадают.

Чтобы понять, чем отличается авария от ДТП, необходимо уточнить характер и суть первого события.

Что относится к аварии на дороге

Авария — это происшествие, в результате которого были разрушены сооружения, технические средства и оборудование. Может сопровождаться неконтролируемым взрывом или выбросом опасных веществ. То есть, аварию можно определить как инцидент, в результате которого нарушено функционирование тех или других агрегатов, машин, устройств (в том числе и автомобильного транспорта).

Согласно классификации ДТП, можно определить, что наличие транспортного средства обязательно для определения самого понятия данного инцидента. Повреждение автомобиля может быть одним из последствий ДТП, но необязательно. Следовательно, не все, что считается ДТП, будет аварией. Так же как и значительное количество аварий не являются ДТП по своей природе.

В то же время, наезд на препятствие, к примеру, может быть и ДТП и аварией. Здесь главным фактором выступает участие автомобиля в инциденте, а также степень повреждения машины. Довольно часто понятия «авария» и ДТП употребляются как синонимы, но в юридическом понимании эти термины не тождественны.

Столкновение нескольких транспортных средств — почти всегда авария, поскольку в результате инцидента транспортные средства испытывают значительные повреждения либо разрушение.

В результате аварии могут погибнуть люди, поскольку ее масштабы зачастую весьма значительны. Однако это не является обязательным признаком.

Классификация участников ДТП

ПДД классифицирует всех участников ДТП по принципу определения их роли и степени участия в происшествии.

Выделяют три категории участников ДТП:

  1. водители;
  2. пассажиры;
  3. пешеходы.

При этом водителем является не только лицо, находящееся непосредственно за рулем автомобиля, участвующего в ДТП. Водитель может быть инструктором по автомобильному вождению, а также погонщиком скота, стадо которого передвигается по дороге.

К категории пассажиров относят лиц, находящихся непосредственно в салоне транспортного средства, а также тех, кто на момент ДТП мог выходить или входить в него.

Пешеходы — довольно широкая категория. Они могут стать участниками ДТП, а в некоторых случаях даже их виновниками. В данную категорию входят лица, которые передвигаются непосредственно по дороге или обочине. Пешеход может двигаться в сопровождении мотоцикла или велосипеда, который ведет рядом с собой.

Кроме того, пешеходом является человек, передвигающийся с помощью самоката, роликов, коньков и других подобных устройств. Лицо, управляющее детской либо инвалидной коляской, также является пешеходом. Все эти лица могут стать участниками ДТП.

Статистика ДТП за 2020 год в России свидетельствует, что количество крупных происшествий постоянно растет. Виновниками их становятся как водители, так и пассажиры или пешеходы. Это свидетельствует о низком уровне дорожно-транспортной грамотности населения, отсутствия взаимной культуры передвижения по дороге.

Основные причины ДТП в России

Причины аварий на дороге могут быть самыми разнообразными. В частности, выделяют следующие факторы повышенного риска:

  • незнание или игнорирование ПДД;
  • нетрезвое состояние или плохое физическое самочувствие водителя;
  • неудовлетворительное техническое состояние транспортного средства;
  • влияние плохих погодных условий;
  • сниженная видимость на дороге;
  • потенциально аварийное дорожное покрытие.

Характер ДТП и причины их возникновения, как правило, тесно связаны.

Люди, находящиеся за рулем автомобиля, проявляют невнимательность, а иногда и преступную небрежность, отвлекаются на посторонние факторы (разговоры по телефону, прослушивание музыки, присутствие в салоне животных, детей). Как свидетельствуют статистические данные, значительное количество ДТП происходит по вине водителя.

При этом важно учитывать, что неосторожность пешехода не является достаточным основанием для признания меры его вины в ДТП. В некоторых случаях водителям удается доказать, что потерпевший сознательно бросился под колеса автомобиля с целью получения материальной компенсации.

Но установление этих криминальных обстоятельств возможно лишь при тщательном расследовании инцидента.

Доказательством вины пешехода в ДТП могут стать письменные показания свидетелей, однако не всегда суд их рассматривает как достаточные, поскольку может иметь место факт необъективности.

Если пешеходы будут проявлять немного больше осторожности, а водители — внимательно относиться к соблюдению ПДД, риск возникновения серьезных происшествий на отечественных дорогах существенно снизится.

Многие участники, попав в ДТП, пытаются уйти от ответственности, предлагая различные отговорки и недостоверные причины. Например, пытаются обвинить в умышленной неосторожности пострадавшего либо объяснить возникшую ситуацию влиянием посторонних факторов (непогодой, плохим качеством дорожного покрытия).

Следует помнить, что подобное поведение при ДТП не только не поможет избежать последствий, но и способно усугубить меру ответственности виновника. Особенно если в результате ДТП погиб или был тяжело травмирован человек, а также если причинены значительные материальные убытки.

Читаем также:
ДТП с пешеходами в 2020 году
Образец заполнения журнала учета ДТП для организации

Виды ДТП

Виды ДТП на автомобильном транспорте значительно отличаются по характеру и уровню сложности. Имеет значение также наличие последствий криминального либо административного характера.

С учетом данных факторов происшествие на дороге может быть:

  • столкновением;
  • опрокидыванием;
  • наездом с повреждением стоящего транспортного средства (выделяют наезды на пешеходов, велосипедистов, препятствия, средства гужевого транспорта);
  • падением пассажира.

Возможен также иной вид ДТП, то есть происшествия, связанные с определенными обстоятельствами, техническими нюансами, особенностями организации дорожно-транспортного движения.

Распространенной и довольно тяжкой категорией рассматриваемого события является тройное ДТП, когда задействованы три машины.

Во многом характер происшествия зависит от определенной модели реагирования на тот или иной стрессовый фактор, наличия специфических обстоятельств, потенциально опасных дорожных маркеров, эксплуатационного состояния транспортных средств.

Как свидетельствует практика дорожно-транспортного движения, довольно часто случаются ДТП при повороте налево. В особенности это касается именно тройных происшествий.

Такие инциденты обычно имеют крайне тяжелые последствия, особенно если автомобили двигались на большой скорости. Нередкими бывают факты гибели водителей и пассажиров.

Мера ответственности в таком случае устанавливается в ходе расследования, виновникам угрожает серьезная криминальная ответственность.

Порядок действий при аварии

Существуют точные рекомендации, регламентирующие, что нужно делать при ДТП. При этом важно понимать, что каждое ДТП отличается специфическими условиями происхождения, характером, участниками, последствиями. Поэтому при любом инциденте участники ДТП обязаны проявить сдержанность, взаимную толерантность и спокойствие.

Обязательный шаг при возникновении ДТП — остановка транспортных средств и выставление знака аварийной остановки.

Далее возможным пострадавшим оказывают первую медицинскую помощь, вызывают «Скорую» и полицию.

До прибытия полиции желательно сохранить исходное положение транспортных средств и прочие обстоятельства ДТП, что нужно для обеспечения объективного расследования транспортного происшествия.

В случае если возникает необходимость освободить проезжую часть, положение транспортных средств, а также весь спектр следов и примет, связанных с инцидентом, подлежит тщательной фиксации.

Ответственность виновника

В результате ДТП для его виновника наступает факт уголовной (в случае если погибли или серьезно пострадали люди) либо административной ответственности (если действия виновника классифицированы как административное правонарушение). Возможным вариантом является ответственность за ДТП гражданско-правового типа, если речь идет о материальной компенсации убытков.

Стоит помнить, что водитель, согласно российскому законодательству, по умолчанию является виновником ДТП, если только не докажет обратное. Это определяется признанием автомобильного средства источником повышенной опасности, вследствие чего даже неосторожность пешехода не избавляет водителя от ответственности.

При этом компенсация ущерба, причиненного владельцам транспортных средств, результатом взаимодействия которых стало ДТП, происходит на общих основаниях, согласно Гражданскому кодексу РФ.

Читаем также:
Страховая компания и ДТП

Находясь за рулем, водитель обязан помнить о том, какую значительную ответственность он несет. Особенно это касается определенных прецедентов дорожно-транспортного движения. Нередко возникают ДТП при движении задним ходом, хотя ограниченная скорость такого передвижения оставляет немного шансов для избежания серьезных последствий и повреждений.

(61 4,80 из 5)
Загрузка…

Источник: https://voditel.guru/dtp/obshhee/prichiny-vidy

Тема 3. ДТП и виды ответственности – Курсы повышения квалификации водителей автотранспортных средств

Понятие о дтп виды дтп

Дорожно-транспортные происшествия и видыответственности

Ответственность водителя за нарушение ПДД 

    Каждый водитель нарушал правила ПДД. Это могли быть мелкиеотхождения от правил или весомые деяния. В зависимости от их тяжестигражданин, находящийся за рулем транспортного средства, должен нестиопределенную ответственность. При этом за каждое нарушениенормативными актами предусмотрены конкретные меры наказания. 

    Какой ответственности подлежит водитель за нарушение ПДД и какиепоследствия нарушения ПДД существуют? Что такое административная иуголовная ответственность за нарушение ПДД, в чем заключается их суть икакие санкции применяются к водителю по каждому из видовответственности? Ответим на эти вопросы в данной статье. 

    Какая ответственность лежит на водителе за игнорирование ПДД?            Выделяют несколько типов ответственности за нарушение ПДД.Основными нормативно-правовыми актами, которыми они регулируются,являются КоАП РФ (Кодекс об административных правонарушениях),Уголовный, Гражданский и Трудовой кодексы. Их положенияклассифицируют ответственность водителя таким образом:

  •  административная;  
  • гражданская; 
  •  дисциплинарная; 
  •  уголовная. 

    Наказание при этом назначается в соответствии с тяжестью и видомнарушения. Каждый тип ответственности имеет определенные особенности. 

    Административная ответственность

    Ответственность административного типа регулируется 12.24 и 12.8статьями КоАП РФ. Водитель подвергается определенным санкциям всоответствии с ними за пренебрежение правилами дорожного движения иинструкции по использованию транспортного средства, совершенное всовокупности с такими деяниями:

     Нанесение незначительного вреда здоровью человека. При этомнарушитель обязан выплатить штраф суммой в 2500 – 5000 рублей илиотказаться от управления автомобилем на период от 12 до 18 месяцев.Причинение среднего вреда человеческому здоровью. На водителянакладывается штраф, равный 10000 – 25000 рублей или у него изымают правана 1,5-2 года.

Управление автомобилем в нетрезвом виде. Существует нескольковидов деяний, связанных с этим пунктом.

В зависимости от их особенностейводитель подвергается денежному штрафу (от 30000 до 50000 рублей),лишению прав (от 1,5 до 3 лет) или административному аресту (10 – 15 суток).

Обратите внимание! На ответственность за нанесение вреда здоровьюпотерпевшего влияет факт покидания места, где произошло ДТП. Еслиинспектор считает, что имеет место быть алкогольное опьянение, он должендоказать это. 

    Санкции за административное правонарушение

    По отношению к водителю могут применяться такие административныенаказания: 

  • Предупреждение 
  • Штраф административного типа 
  • Ограничение доступа к вождению 
  • Арест административного типа, не превышающий 15 суток 
  • Конфискация аппаратуры, которой оборудован автомобиль нелегально 

    Обратите внимание! Назначение штрафа или вынесениепредупреждения находится в компетенции автоинспектора. Решение оконфискации транспортного средства, лишении прав на него или арестенарушителя принимается судом. 

    Гражданская ответственность. 

    Водитель, причинивший в результате нарушений ПДД вред человеку,должен возместить ему ущерб. В этом и заключается особенностьгражданской ответственности. Если человек, управляющий автомобилем вмомент возникновения ДТП, не может понести наказание за совершенноедеяние из-за недееспособности или по иной причине, ответственность запроисшествие лежит на тех, кто за него отвечает. 

    Гражданская ответственность подразумевает возмещение вредаморального, имущественного или связанного с жизнью и здоровьемчеловека. Этот момент регулируется 1079 статьей ГК РФ. 

    Обратите внимание! Прежде чем на водителя автомобиля накладываетсянаказание, доказывается его вина. Если ДТП – это результат непреодолимойсилы (стихийное бедствие или другое происшествие) или действийпотерпевшего, то он избегает наказания.       Дисциплинарная ответственность 

    Этот вид ответственности грозит водителю, который работает втранспортной организации. Меры наказаний при этом назначаютсянепосредственно работодателем за нарушение дисциплины. В зависимости отвины управляющего транспортным средством ему могут сделать замечание,оформить выговор или прервать с ним трудовой договор. Основанием длятаких действий служит 192 статья Трудового кодекса РФ. 

    Уголовная ответственность

    Согласно 264 статье Уголовного кодекса РФ водитель, управляющийлюбым транспортным средством и нарушивший ПДД или инструкцию по егоэксплуатации подвергается ответственности уголовного значения при такихобстоятельствах:

     Нанесение тяжкого вреда человеческому здоровью. В этом случаетрезвому водителю грозит лишение свободы на 2, а пьяному на 4 года.Каждого из них могут ограничить в праве вождения на 3 года.

Авария со смертельным исходом (погиб 1 человек). На 3 года водительлишается прав. Если он был в трезвом виде, его лишают свободы не более, чемна 5 лет.

Если зафиксирован факт алкогольного опьянения, срок можетувеличиться до 7 лет. 

    ДТП, повлекшее за собой гибель 2 или более участников происшествия.Права у водителя отнимут на 3 года. Если в момент совершения наезда он былтрезв, его посадят на срок до 7 лет. Пьяного водителя могут ограничить всвободе на больший срок (до 9 лет).

                Обратите внимание! Ответственность уголовного типа предусмотренатакже за покидание места аварии с пострадавшими (125 статья УК РФ). Самоестрогое наказание в данном случае – ограничение свободы на срок в 1 год.

Однако ответственность за уголовное правонарушение может установитьтолько суд после рассмотрения дела.    За что водителя лишают прав? 

    Лишением прав водитель наказывается за уголовное илиадминистративное правонарушение. В первом случае это нанесение вредажизни и здоровью. Список административных правонарушений при этомбольше. К ним относятся: 

  • Нахождение владельца автомобиля за рулем в пьяном состоянии.Доверение управления транспортным средством нетрезвому человеку.Отказ от назначенного медосвидетельствования.
  • Пренебрежение скоростным режимом. 
  • Выезд на встречную полосу. 
  • Эксплуатация автомобиля при отсутствии на нем регистрационныхзнаков. 
  • Неправильное обращение со световыми приборами, предусмотреннымиконструкцией транспортного средства. 
  • Игнорирование стандартов, предусмотренных при перевозке грузов скрупными габаритами. 
  • Если водитель игнорирует предупреждение инспектора и совершаеткакое-либо правонарушение повторно, он также лишается права управления

Источник: https://www.sites.google.com/site/donkaidhrf/normativno-pravovoe-regulirovanie-doroznogo-dvizenia/tema-3-dtp-i-vidy-otvetstvennosti

Основные виды и причины ДТП

Понятие о дтп виды дтп

Официально дорожно-транспортным происшествием (ДТП) считается дорожная ситуация с участием как минимум одного автомобиля, которая привела к порче имущества или нанесла вред здоровью людей. Выделяют несколько распространенных причин ДТП, в зависимости от главного виновника.

Речь идет о дорожно-транспортных происшествиях, причиной которых стали водители, плохое состояние дороги, неблагоприятные погодные факторы или плохое техническое состояние транспортного средства (например, неисправность рулевого управления). Нередко в возникновении аварии виноваты пешеходы и велосипедисты.

Основные причины ДТП

В подавляющем большинстве случаев аварии происходят из-за намеренного или случайного нарушения правил дорожного движения. Как со стороны водителей, так и со стороны пешеходов. Это основная причина аварий.

 Речь идет о самых разнообразных нарушениях — несоблюдение скоростного режима, игнорирование правил проезда или перехода перекрестков, выезд на встречную полосу или проезд на запрещающий сигнал светофора, несоблюдение дистанции, нарушение правил пересечения железнодорожного переезда, не пристегнутый ремень безопасности.

Зачастую нарушения ПДД делаются ненамеренно или провоцируются другими факторами. Причины ДТП:

  • Употребление алкоголя за рулем. По мировой статистике порядка 35% всех аварий происходит с участием нетрезвых водителей транспортных средств. И речь идет только об официально зарегистрированных случаях, часто экспертиза просто не назначается, потому что опьянение внешне никак не проявляется. Алкоголь значительно снижает скорость реакции и маневров, а также приводит к сонливости (особенно в сочетании с усталостью);
  • Общение за рулем. Сейчас существует огромное количество электронных гаджетов, которые могут использовать водители за рулем. И речь идет даже не про общение по мобильному телефону, а про отправку электронных сообщений, просмотр социальных сетей, использование Viber, WatsAPP и других программ. Все это значительно снижает внимательность водителя и приводит к замедлению реакции на опасность. Так, разговоры по мобильному телефону снижают скорость реакции на 15-20%, а печатание электронных сообщений способствует снижению внимательности в 6, а то и в 10 раз;
  • Плохое техническое состояние автомобиля. Техническое состояние ТС не так часто становится причиной ДТП, но может привести к очень серьезным последствиям, вплоть до летального исхода. К примеру, из-за неправильно настроенной тормозной системы автомобиля или из-за несработавшей подушки безопасности;
  • Плохое качество дорожного покрытия. Сюда же можно отнести и неисправность светофора, и неправильное расположение дорожных знаков, игнорирование правил нанесения дорожной разметки. Проблема с дорогами усугубляется еще и тем, что за аварии, спровоцированные рытвинами и ямами на опасных участках дороги, дорожные службы привлекают к ответственности крайне редко;
  • Неправильное поведение на дороге пешеходов. В основном это касается перехода дороги в неположенном месте или перехода через перекресток на красный сигнал светофора. Чаще всего наезды на пешеходов, которые не соблюдают ПДД, делаются в темное время суток. Поэтому во время прогулок по вечерам и ночам стоит позаботиться о наличии светоотражающих элементов на своей одежде;
  • Плохие условия погоды. При езде в туман, в сильный дождь, снег или гололед значительно снижается дальность обзора, уменьшается сцепление шин с дорожным полотном, заметно увеличивается тормозной путь автомобиля. Это лишь часть неблагоприятных погодных факторов, которые являются частой причиной ДТП.

Как обезопасить себя от дорожных аварий?

Мало знать основные причины и типы происшествий на дороге, необходимо в точности соблюдать меры их предупреждения. Таких мер можно привести с несколько десятков или даже сотен, упомянем лишь самые важные из них. От соблюдения мер безопасности зависит не только сохранность вашего имущества, но и здоровье и даже жизнь людей:

  • Всегда притормаживайте перед общественным транспортом, перед перекрестками и пешеходными переходами;
  • Вовремя включайте поворотные огни на автомобиле. Нельзя делать это слишком рано или поздно, чтобы не вводить других водителей в заблуждение;
  • Двигайтесь медленно вдоль припаркованных рядов автомобилей. Из них в любой момент может выбежать ребенок или незадачливый водитель;
  • Никогда не обгоняйте на правом повороте. На нем заметно ограничен обзор, а из-за внезапной потери управления легко попасть на встречную полосу и столкнуться с автомобилем, едущим на большой скорости;
  • На трассах, расположенных вне городов, следует ездить точно посередине дороги. Велика вероятность, что на трассу внезапно выбежит дикое животное или пешеход;
  • Соблюдайте дистанцию между автомобилями. В хорошую погоду она должна быть как минимум 2 секунды, в плохую — 5 секунд (речь идет о метрах, которые проезжает автомобиль за указанное время);
  • Делайте обгон с запасом хотя бы в 100 или 200 метров. В некоторых ситуациях свободная встречная полоса способна уберечь не только здоровье, но и жизнь;
  • Перестраивайтесь только после тщательной оценки дорожной ситуации. Современные мотоциклисты и байкеры способны преодолеть расстояние в сотню метров за считанные секунды;
  • Всегда думайте, что водитель, сидящий в соседнем автомобиле, пьян или является «зеленым» новичком. Это поможет аккуратно следить за всеми маневрами на дороге;
  • Следите за автомобилями на соседней полосе. Если ваш сосед внезапно остановился, то это может означать, что он пропускает пешехода, которого вы пока не можете увидеть;
  • Никогда не мешайте обгону. Если же другой автомобиль пытается вас «прижать», то снизьте скорость и прижмитесь к обочине. Это убережет от ДТП и сохранит вам немалое количество нервных клеток;
  • Принести извинения за неудачный маневр на дороге можно при помощи кратковременного включения аварийного сигнала. Всегда пользуйтесь этим знаком, он способен сгладить многие конфликтные ситуации.

Напоследок озвучим самое основное правило безопасной езды — «Дай Дорогу Дураку».

Оно известно под названием «Правило трех Д» и означает лишь то, что никогда не стоит идти на поводу у неуравновешенного, неадекватного или агрессивного водителя.

Если такой водитель замечен на дороге, следует сразу уступить дорогу. Пытаться бороться с неадекватным поведением означает лишний раз провоцировать ДТП и тратить свои нервы впустую.

Оказалась ли эта публикация полезной для вас? Оказалась полезной для: 79 чел.

Источник: https://pdd.guru/osnovnye-vidy-i-prichiny-dtp.html

Дтп понятие и признаки

Понятие о дтп виды дтп

Добрый день, уважаемый читатель.

В этой статье речь пойдет о понятии дорожно-транспортное происшествие и о том, какое событие является ДТП, а какое не является.

Дорожно-транспортных происшествий с каждым годом становится все больше и больше. И если 15 лет назад городской житель встречал 1-2 ДТП за год, то сейчас такое же количество аварий можно увидеть за один день. Связано это прежде всего с тем, что количество автомобилей в российский городах значительно возросло.

статьи:

Понятие «дорожно-транспортное происшествие»

В первую очередь рассмотрим понятие ДТП из пункта 1.2 правил дорожного движения:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Данное понятие содержит ряд условий, которые должны выполняться одновременно:

  • событие возникло в процессе движения автомобиля;
  • автомобиль принимает непосредственное участие в данном событии;
  • имеет место ущерб (жизни или здоровью людей, либо материальный).

Если хотя бы одно из условий не выполняется, то нельзя говорить о том, что произошло ДТП. Разберем данный вопрос подробнее.

1. ДТП возникает только в процессе движения по дороге транспортного средства.

Например, наезд автомобиля на стоящего пешехода является дорожно-транспортным происшествием, а вот обратная ситуация, т.е. падение пешехода на стоящий автомобиль, — не является.

2. Дорожно-транспортным происшествием считается только событие, в котором участвует транспортное средство.

Например, не является ДТП попадание в пешехода окурка, выброшенного из окна автомобиля. Даже если окурок прожег одежду, то есть причинил ущерб.

3. Событие является дорожно-транспортным происшествием, если в нем нанесен ущерб жизни или здоровью людей, транспортным средствам, сооружениям, грузам или иной материальный ущерб.

Например, легкое столкновение автомобилей, при котором только стерлась пыль на бампере и не появились трещины, сколы, царапины или иные повреждения, не считается дорожно-транспортным происшествием.

Следовательно, в этом случае не требуется вызывать ГИБДД и выполнять другие обязанности, связанные с дорожно-транспортным происшествием.

Также в этом случае не может быть наложен и штраф за сокрытие с места ДТП.

Кто является участником ДТП?

Еще раз обратимся к определению из пункта 1.2 правил дорожного движения:

«Дорожно-транспортное происшествие» — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

На основании этого абзаца можно выделить следующих участников ДТП:

  • Водитель транспортного средства, при участии которого причинен ущерб.
  • Другие участники дорожного движения, которым причинен ущерб.

Например, при движении по жилой зоне автомобиль наехал на футбольный мяч. Автомобиль не получил повреждений, мяч лопнул. Участниками ДТП являются водитель автомобиля и хозяин мяча.

Еще одна распространенная ситуация. Водитель едет по двухполосной автодороге и ему навстречу «выскакивает» обгоняющий автомобиль. Водитель принимает решение повернуть на обочину, чтобы избежать столкновения. В результате автомобиль на обочине переворачивается и получает значительные повреждения.

Встречный автомобиль, который выполнял обгон, повреждений не получил и вообще в столкновении не участвовал.

В этом случае участником ДТП является только водитель автомобиля, который свернул на обочину.

Кто считается виновником ДТП?

Виновником ДТП признается водитель, нарушение которого послужило причиной дорожно-транспортного происшествия. Если перед столкновением правила нарушили оба водителя, то виновниками могут быть признаны и тот, и другой.

При этом не любое нарушение правил делает водителя виновником автоматически.

Например, водитель автомобиля 1 проехал на красный сигнал светофора, а водитель машины 2 забыл дома водительское удостоверение. Нарушение допущено каждым из водителей, однако причиной ДТП стал именно проезд на красный свет.

С другой стороны, если водитель автомобиля 3 выезжает со второстепенной дороги, а водитель 4 едет по перекрестку задним ходом, то виновниками могут быть признаны оба водителя. Однако степень вины должна быть определена индивидуально в каждом конкретном случае.

Штрафы за создание ДТП

Само по себе столкновение автомобилей не является нарушением, то есть штраф за него не накладывается. Однако водитель может быть наказан за нарушение, допущенное непосредственно перед ДТП.

Например, если водитель проехал на красный, то он получит штраф в размере 1 000 рублей.

Тем не менее наказание накладывается далеко не всегда:

Например, автомобиль едет со скоростью 40 км/ч в населенном пункте и сталкивается со стоящим транспортным средством. При этом нарушен пункт 10.1 ПДД, однако за нарушение данного пункта не предусмотрено наказание.

Т.е. нарушение имеет место и водитель будет признан виновником ДТП, однако штрафа за это он не получит.

Штрафы после ДТП

Кроме того, законодательство предусматривает несколько штрафов за нарушения, допущенные после столкновения:

  • лишение прав на 1 — 1,5 года, или административный арест на срок до 15 суток можно получить за оставление места ДТП;
  • лишение прав на 1,5 — 2 года накладывается за употребление алкогольных напитков, наркотических или психотропных веществ сразу же после ДТП;
  • 1 000 рублей — штраф за прочие нарушения при ДТП. Например, если водитель не выставит знак аварийной остановки после столкновения.

В данной статье приведена самая общая информация о дорожно-транспортных происшествиях. Если Вы хотите более подробно изучить различные типы столкновений, то обратитесь к соответствующей рубрике на ПДД Мастер:

Источник: https://pddmaster.ru/dtp/priznaki-dtp.html

Что такое ДТП, определение в ПДД: виды и классификация

Происшествия на дороге можно рассматривать с различных точек зрения, например, в качестве правонарушения или с технической стороны. Рассмотрим дорожно-транспортное происшествие согласно ПДД Российской Федерации: что заложено в понятие, какие виды ДТП существуют, их основные характеристики и причины.

Как ПДД трактует дорожное происшествие?

Согласно Правилам ДТП – это событие, произошедшее при движении автомобиля по дороге, с участием самого транспортного средства, вследствие которого наступила гибель людей, причинен вред здоровью, имуществу, сооружениям или другим материальным вещам. Данное понятие зафиксировано в п. 1.2 ПДД, ФЗ «О безопасности дорожного движения» и других законодательных нормах.

Признаки ДТП

Чтобы происшествие действительно было признано аварией, оно должно отвечать некоторым условиям:

  • признак события: вследствие действия или бездействия физического лица возникло явление, которое в дальнейшем продолжилось без его участия. Выезд на встречную полосу (действие) или не включение сигнала поворота (бездействие) случаются по воле автомобилистов, а причинение вреда наступает уже ввиду действия физических законов.
  • признак движения транспортного средства: для признания факта ДТП хотя бы один из участвующих в нем автомобилей должен был находится в движении. Если стоящий автомобиль поврежден проезжающим, то ситуация является ДТП, даже если в первом авто не было людей. Падение на автомобиль во дворе различных вещей из окна, деревьев не считается аварией, а является причинением вреда со стороны граждан, коммунальных служб, организаций и др.;
  • признак процесса дорожного движения: при ДТП устанавливают перемещение транспортных средств, людей, грузов по дорожному покрытию – поверхности для передвижения, включающей в себя обочины, тротуары, железнодорожные переезды, трамвайные пути. Несмотря на то, что дворы и другие прилегающие территории не являются дорогой, движение на них регулируется ПДД, поэтому и столкновения на них будут являться ДТП;
  • признак транспортного средства: должно быть задействовано техническое средство, назначение которого – перемещение людей или грузов по дорогам. Транспорт может приводиться в движении двигателями, человеческой силой, животными. Велосипеды, мотоциклы, прицепы, тележки и кареты, движимые ослами или лошадьми, соответствуют понятию транспортного средства, но сами животные по отдельности ими не признаются;
  • признак последствий: после ДТП должны наступать негативные последствия в качестве материального ущерба окружающей среде, другим транспортным средствам или людям, в том числе их гибель.

Участники ДТП

Участниками происшествия являются лица, задействованные в аварии в качестве виновных или потерпевших. ПДД выделяет следующих участников:

  • водитель – лицо, управляющее транспортным средством, погонщики, инструктора по вождению, сидящие на пассажирском месте во время управления авто учащимися;
  • пассажир – гражданин, который садится или выходит из авто, управляемым водителем, или находится в нем непосредственно во время движения, стоянки;
  • пешеход – человек, который не находится ни в каком транспортном средстве, а движется по проезжей части, тротуару, трамвайным путям или другому элементу дороги. Сюда можно отнести людей, которые передвигаются на коньках, ведут за собой велосипед, самокат, коляску;
  • велосипедист – человек, управляющий велосипедом, который согласно ПДД является транспортным средством.

Источник: https://ukstrela.com/dtp-ponyatie-i-priznaki/

3.2. Основные виды дтп. Понятие о причинах, условиях и обстоятельствах дтп

Понятие о дтп виды дтп

ДТП делятся на: столкновения, опрокидывания,наезды на препятствия, на пешеходов, навелосипедистов, на стоящее транспортноесредство, наезды на гужевой транспорт,наезд на животное и прочие происшествия.Сами названия видов позволяют судитьо сущности происшедшего события.

Под условиями возникновения ДТПпонимается совокупность характеристикдороги, транспортных средств, водителяи окружающей среды в момент совершенияДТП. Эти характеристики могут оставатьсянеизменными до и после возникновенияДТП и не обязательно имеют с ним причиннуюсвязь.

Обстоятельства возникновения ДТП -действия (или бездействие) участниковдорожного движения, иных причастных кДТП лиц, а также другие события, имевшиеместо до момента и в процессе возникновенияДТП. В отличие от условий обстоятельствапредставляют собой описание механизмавозникновения ДТП по времени.

Причины возникновения ДТП можноопределить как «совокупность условийи обстоятельств возникновения ДТП,устранение которых сделало бы невозможнымвозникновение данного ДТП» [5].

Приведенноеопределение соответствует мнениюбольшинства специалистов, считающих,что к ДТП приводит большое числоодновременно возникающих факторов, апоскольку число этих факторов и динамикаих изменения в цепи собы­тий.

ведущихк ДТП, составляет различные комбинации,изучение причинных связей являетсясложной задачей со множеством неизвестных.

Существуют и другие подходы к определениюпричин ДТП. Полагалось, например, чтовсегда можно точно определить основнуюпричину, но эта точка зрения постепенноизменяется, при этом предпринимаетсяпопытка определить взаимосвязь причин,приводящих к возникновению ДТП. Исходяиз статистики в 80 – 90 % случаев причинысвязаны с человеком, в оставшихся 10 –20 % носят технический характер.

Такое разделение выделяется изпредположения, что участник дорожногодвижения должен приспосабливаться клюбой ситуации, возни­кающей на дороге,компенсировать сбои, возникающие внутрисистемы АВД.

Однако, процесс исследованияпричин будет более эффективным, есливыяснять почему человек действуетошибочно при данных обстоятельствах ив данной ситуации.

При таком подходечасто могут быть выявлены причины(устранимые причины) в системе организациидвижения, организации перевозок,конструкции автомобиля и т. д.

В работах отдельных авторов и официальныхдокументах, обязательных для органовГАИ часто не различаются понятия: видынарушений и причины ДТП.

Виды нарушенийраскрывают «содержание неправильных,противоречащих требованиям безопасностидвижения действий или бездействияводителя, пешехода или иного участникадвижения.

Под причинами ДТП понимаютявление (или их совокупность), котороепорождает нарушение правил безопасностидвижения». Различные виды нарушениймогут быть вызваны одной причиной инаоборот.

Как указывает Б. Л. Зотов «Интересыобъективного и всестороннего исследованияобязывают исходить из классификациикак видов нарушении по их содержанию,так и причин нарушений.

Если дажеподходить упрощенно к анализу их (ДТП)причин и условий, объясняя все лишьнедисциплинированностью водителей ипешеходов, то и в этом случае возникаетпотребность установить, почему честные,достойные и порядочные люди становятсянедисциплинированными участникамиуличного движениям.

Естественно, ответитьна эти вопросы значительно сложнее, норезультативнее. Виды нарушений, анализкоторых безусловно нужен, позволяютсудить лишь о содержании противоправныхдействий, а не о их причинах.

3.3. Анализ ДТП и аварийности

Основные цели анализа ДТП сводятся,во-первых, к систематическому поискувозможностей предупреждения происшествий,и, во-вторых, к выявлению вины, определениюмеры и причастных к нему лиц. Различаютследующие виды анализа:

– анализ единичных ДТП (иначедетерминированный, причинно-следственный,юридический, экспертиза ДТП);

– анализ аварийности, как массовогоявления (иначе параметрический,вероятностный, статистический) Первыйоснован на детальном исследованиипричин конкретного ДТП и его последствий,второй – на использовании учетных Данныхо ДТП (т. е. параметров ДТП и другихстатистических данных о водителях,транспортных средствах и т. д.).

Общая схема причинно-следственногоподхода к анализу ДТП – построение моделимеханизма совершения ДТП. Мысленныеэксперименты с этой моделью и позволяютвыявить возможности предупрежденияпроисшествия и реализовать тем самымпервую из названных целей анализа ДТП.

Для анализа единичных ДТП с цельюустановления связи между фактом ДТП инарушениями норм и правил, регламентирующихБД (юридический анализ, экспертиза ДТП)возможности использования вероятностныхоценок причинных связей очень ограничены,т.к. выводы анализа, являясь основаниемдля привлечения к уголовной ответственностидолжны отвечать жестким требованиямвысокой степени достоверности.

При анализе сведений о большом количествепроисшествий выясняется, каковы тенденцииизменения показателей, характеризующихаварийность, с какими факторами сопряженнаибольший риск возникновения ДТП, начем должны быть сконцентрированы усилияи вложены средства.

При этом исходныеданные не претендуют на отражениепричинно-следственных связей, а толькона констатацию фактов. Однако на основесопоставления различных показателейможно получить важные оценки т. е.

неприникая в механизм совершения ДТП,установить, какие факторы, какие условияповышают вероятность ДТП и насколько.

Полученные выводы могут быть использованыи применительно к отдельным ДТП приобосновании мероприятий по ихпредупреждению.

В качестве основного метода анализааварийности применяется методсопоставления, для использованиякоторого надо четко представлять какиеобъекты, процессы, факторы следуетсопоставлять между собой, по какимхарактеристикам, свойствам, показателямдолжно проводиться сопоставление, какаяконкретная расчетная процедура должнабыть положена в основу сопоставления?

При решении задачи государственногоуправления региональным развитием всфере БДД объектами сопоставленияявляются республики, края, области,города Российской Федерации, задачи попредупреждению ДТП в транспортномкомплексе Российской Федерации -объединения предприятия, организации,учреждения, осуществляющие перевозкипассажиров и грузов; задачи совершенствованиядорожных условий – дороги различногозначения и категорий, зоны обслуживаниядорожных и коммунальных организаций,конкретные дороги, участки дорог,перекрестки, пересечения и другие очагиаварийности и места концентрации ДТП;задачи повышения активной и пассивнойбезопасности транспортных средств -категории и марки транспортных средств,характеристики их грузоподъемности,вместимости, особенностей эксплуатациии др.

К основным показателям следует отнестиабсолютные, удельные и относительныепоказатели аварийности.

Абсолютные показатели образуются врезультате накопления данных о единичныхДТП. Основное назначение абсолютныхпоказателей отражение масштабоваварийности и оценка ущерба от ДТП. Кабсолютным показателям относятся,количество ДТП (в т. ч.

совершенныхродителями в нетрезвом состоянии), числопогибших, число раненых, количество ДТПиз-за технический неисправноститранспортных средств и другие.

Дляанализа должны использоваться такжеабсолютные показатели, характеризующиеусловия, в которых осуществляетсядеятельность по обеспечению БДД

Набор показателей, характеризующих этиусловия, зависит от уровня управленияБДД (федеральный, региональный,предприятия, осуществляющего перевозочнуюдеятельность), основными среди нихявляются:

– характеристики социально-экономическогоразвития региона (территория, численностьнаселения);

– численность, состояние и развитиепарка транспортных средств;

– состояние и развитие дорожной сети(протяженность различных дорог,интенсивность движения, в том числе поучасткам дорог и в различные промежуткивремени);

– наличие и качество работы системыоказания медицинской скорой помощи,служб ГАИ; количество предприятий,осуществляющих перевозочную деятельность,с различной численностью транспортныхсредств;

– условия деятельности транспортныхорганизаций (численность и структурапарка, данные о численности, стаже,возрасте, квалификации водительскогосостава, наличие и организация предрейсовыхмедицинских осмотров и т. д.).

Используются также абсолютные показатели,характеризующие деятельность пообеспечению БДД:

– по надзору за движением (число выявленныхнарушений по видам и категориям участниковдорожного движения);

– по мерам административного воздействияк нарушителям требований БДД (числу,видам мер, применяемых к различнымкатегориям участников дорожногодвижения) и другие показатели.

Абсолютныепоказатели применяют, как правило, длясравнения уровня деятельностиавтотранспортных предприятий иорганизаций за истекший и предыдущийему период (месяц, квартал, полугодие,год).

Абсолютные показатели малопригодныдля сопостовительского анализа (например,количество ДТП, погибших и раненых вразличных регионах не характеризуюттам состояние деятельности по обеспечениюБДД из-за различных территорий, численноститранспортных средств, протяженностидорог и других специфических особенностей,объективно влияющих на эти показатели.

Удельные показатели представляют собойпроцентную долю одного абсолютногопоказателя аварийности от другого.Абсолютные показатели должны иметьодинаковое содержание.

Наиболее частоиспользуют удельный вес ДТП, совершенныхнетрезвыми водителями, в общем количествеДТП по вине водителей или в ДТП по виневодителей транспортных средств отдельныхвидов (грузовых или легковых автомобилей,автобусов и т. д.

); удельный вес ДТПотдельных видов в общем количестве ДТП;удельный вес ДТП в городах, другихнаселенных пунктах, на автомобильныхдорогах в общем количестве ДТП; удельныйвес ДТП с участием транспортных средствотдельных видов в общем количестве ДТП;удельный вес ДТП из-за определенноговида нарушений ПДД бобщем количестве ДТП; коэффициентвиновности водителей, как отношенияколичества ДТП, возникших по виневодителей к общему количеству ДТП,удельный вес пострадавших (погибших,раненых) различных категорий участниковдорожного движения в общем числепострадавших (погибших, раненых) и др.Удельные показатели применяются дляколичественного описания структурыаварийности.

Относительные показатели образуютсяделением одного показателя на другой.Наиболее часто используются такиеотносительные показатели, как количествоДТП, погибших или раненых на 1 миллионкилометров пробега транспортных средствна 10 тысяч транспортных средств, 10 тысячводителей, на 100 тысяч населения, на 100километров автодорог и т. д.

Источник: https://studfile.net/preview/4313874/page:2/

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.