Почему подорожало осаго в 2020 году

Как в России изменились правила расчета стоимости полисов ОСАГО :: Финансы :: РБК

Почему подорожало осаго в 2020 году

Закон также дает компаниям право внедрять собственные критерии, влияющие на стоимость полисов. Чтобы не допустить злоупотреблений со стороны участников рынка, Банк России как регулятор намерен ограничить перечень таких факторов.

В частности, на цену страховки не должны влиять аспекты, связанные с национальной, языковой, расовой принадлежностью водителя, его политическими взглядами, должностным положением или вероисповеданием, перечислял в июле зампред ЦБ Владимир Чистюхин.

По закону страховщики обязаны теперь раскрывать на своих сайтах, какие факторы влияют на стоимость их полисов ОСАГО.

В прежней редакции закона на базовые ставки страховых тарифов влияли только технические характеристики, конструктивные особенности и назначение транспортных средств.

Из новой версии закона также убраны ограничения для максимального размера общей стоимости ОСАГО — трехкратное (в общем случае) и пятикратное (для нарушителей, сообщивших заведомо ложные сведения или специально устроивших ДТП) по отношению к размеру базовой ставки тарифа с учетом коэффициента для региона, где транспортное средство преимущество используется.

ЦБ запустил реформу тарифов на ОСАГО, которая страхует ответственность водителя, но оформляется на конкретный автомобиль, на фоне убыточности этого вида страхования для страховых компаний.

В январе 2019 года ЦБ расширил тарифный коридор для базовой ставки страховки на 20% вверх и вниз — в результате вместо фиксированной ставки страховщики получили возможность выбирать ее значение в рамках предложенного диапазона.

Тогда же вступили в силу поправки, которые предусматривали разделение водителей по стажу и возрасту на 58 категорий вместо прежний четырех — в зависимости от этого по-новому формировался коэффициент возраста и стажа (КВС), влияющий на стоимость полиса.

С апреля 2019 года в России изменился подход для расчета КБМ, от которого зависит скидка за езду без аварий или надбавка за ДТП.

ЦБ, инициировавший реформу, утверждал, что новый подход позволит страховщикам точнее рассчитывать стоимость полисов для водителей и не перекладывать риски нарушителей на аккуратных клиентов.

По данным Российского союза автостраховщиков, за первое полугодие 2020 года средняя премия по ОСАГО осталась практически на том же уровне, что и годом ранее (5363 руб.), и составила 5398 руб. По отношению к дореформенному уровню ее размер уменьшился: в первом полугодии 2018 года она составляла 5673 руб.

Как это скажется на ценах

В рамках второго этапа реформы, чтобы увеличить гибкость цен на полисы, Банк России объявил о новом расширении тарифного коридора.

Для легковых автомобилей физлиц диапазон цен будет сдвинут еще на 10% вверх и вниз (в дополнение к действующим плюс-минус 20%), для легковых машин юрлиц — на 20%, а для такси — на 30%.

В результате минимальная и максимальная стоимость обязательной страховки для легкового автомобиля будут различаться более чем в два раза. Если раньше диапазон был определен в 2746–4942 руб., то в будущем он составит 2471–5436 руб.

Указание о расширении тарифного коридора ОСАГО еще не вступило в силу: оно пока находится на регистрации в Минюсте, сообщил РБК представитель Банка России. «Мы ожидаем, что оно будет зарегистрировано в ближайшее время. Указание вступит в силу через десять дней после официального опубликования», — добавил он.

По расчетам ЦБ, цена обязательных автостраховок станет «более индивидуальной». «Мы не видим причин для роста средней стоимости полиса ОСАГО в ближайшее время», — подчеркнул представитель регулятора.

С 24 августа тарифы изменятся незначительно, большинство клиентов смогут рассчитывать на дисконт, говорит руководитель дирекции розничного бизнеса страховой компании «Ингосстрах» Виталий Княгиничев. «Скидка «хороших» водителей будет постепенно увеличиваться, а вот для водителей, попадающих часто в аварии, надбавка будет расти существенно», — прогнозирует он.

С повышением цен на страховки столкнутся около 15% клиентов, оценивает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами страховой компании «Согласие» Андрей Ковалев.

«При разработке новых тарифов андеррайтеры компании будут исходить из принципа, который используется в каско, — каждый клиент платит за свой риск.

Однако, в отличие от каско, в тарифах ОСАГО все же есть коридор возможных значений», — поясняет он. Ковалев не исключает ситуации, когда из-за недобросовестных водителей растет тариф для аккуратных, но «масштаб сильно снизится».

По его оценкам, хорошие клиенты смогут рассчитывать на снижение стоимости полисов до 30%.

Источник: https://www.rbc.ru/finances/24/08/2020/5f4246b39a79474223d1b484

Тарифы на полисы ОСАГО в 2020 году станут «честнее»

Почему подорожало осаго в 2020 году

В 2020 году стартует второй этап реформирования системы ОСАГО (обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств). новость заключается в индивидуализации расценок. Для виновников аварий полис будет обходиться существенно дороже. Экспертное сообщество ждёт подорожаний страховых договоров для всех водителей.

По статистике Российского союза автостраховщиков (РСА), более 70% аварий сегодня устраивают всего 5% водителей. Автовладельцы, словно по правилу круговой поруки, по сути, вынуждены из-за горе-водителей переплачивать за ОСАГО. Данная реформа призвана эту несправедливость устранить.

Надо понимать, что полис ОСАГО за 2019 год подешевел на 5%. Но при этом увеличился средний размер страховой выплаты, что стало осложнять работу страховых компаний.

По итогам 11 месяцев 2019 года средняя цена полиса ОСАГО снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5,1% — с 5 703 до 5 409 рублей. Средняя выплата, напротив, выросла на 2,6% — с 66,6 до 68,3 тыс.

рублей, заявил президент Российского союза автостраховщиков Игорь Юргенс.

Средняя премия по ОСАГО для автомобилей физлиц за этот же период, подчеркнул он, снизилась по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 3,45% — с с 5569 до 5377 рублей.

За 11 месяцев 2019 года количество заявленных убытков выросло на 3,7% — с 1,99 до 2,06 млн, а урегулированных — на 2,8%, с 1,94 до 2,00 млн Общая сумма страховых выплат увеличилась на 5,4% — с 129,41 до 136,39 млрд рублей.

Практически весь 2019 год, после того, как начался первый этап реформы по индивидуализации тарифов ОСАГО, премии по обязательной «автогражданке» неуклонно снижаются, а выплаты растут. Кроме того, с 1 декабря начали работать актуализированные справочники стоимости запчастей, согласно которым стоимость «средней корзины» деталей выросла почти на 10%, — рассказал Юргенс.

Кроме того, замечают эксперты, повысился «нормо-час» в автомастерских. И всё это, подчёркивают специалисты, усугубляется падением курсов доллара и евро.

По словам главы РСА, все нынешние экономические трудности создают напряжённую финансовую ситуацию на рынке ОСАГО. Он полагает, что поправки, внесённые недавно депутатами Госдумы и индивидуализирующие тариф по ОСАГО, бесспорно, приведут к дальнейшему снижению стоимости полиса для подавляющей части автовладельцев.

Например, 9 января 2019 года вступили в силу изменения к указанию Банка России о тарифах на ОСАГО, согласно которым тарифный коридор по обязательной «автогражданке» был расширен на 20% вверх и вниз. Кроме того, был реформирован коэффициент «возраст-стаж» — вместо четырёх градаций возраста и стажа он стал включать 58 градаций.

Также в соответствии с этими изменениями с 1 апреля 2019 года была проведена реформа коэффициента бонус-малус (КБМ).
В тех случаях, когда у автовладельца было несколько разных значений КБМ, за ним был закреплён один, самый низкий.

Кроме того, КБМ перестал «сгорать» — теперь в случае перерыва в вождении за автовладельцем сохраняется тот же КБМ, который был у него до перерыва.

Мы надеемся, что следующий этап реформы позволит дать людям более адекватные и более честные тарифы. Ведь индивидуализация тарифов нацелена на то, как ездит конкретный водитель. Чтобы люди не переплачивали. Ну а те, кто водит плохо и являются виновниками аварии, они будут платит дороже, — отметил Игорь Иванов.

Первый этап реформы ОСАГО в нашей стране привёл к тому, что страховые компании «собирают» меньше, а платят по убыткам больше. Такой тренд, говорит Иванов, можно назвать положительным лишь с точки зрения потребителя: он платит меньше, получая больше.

Он отметил при этом, что относительно второго этапа представители страхового бизнеса не ждут особых изменений в свете вышесказанного. И уж совсем ничего, как об этом пишет пресса, не предвещает роста стоимости полиса ОСАГО, подчеркнул член совета директоров «РЕСО-Гарантия».

По его словам, трудности страховой деятельности осложняются тем, что в регионах сегодня активно работают так называемые «автоюристы».

Это организованное преступное сообщество, которое правдами или неправдами пытаются вытащить из страховщиков побольше денег. Наиболее проблемными в этом смысле являются — Волгоградская и Ростовская области, Краснодарский и Ставропольский края, Адыгея, Благовещенск, — сказал замгендиректора по маркетингу, рекламе и PR «РЕСО-Гарантия».

Данная реформа автогражданки идёт нога в ногу с заграничными положениями об ОСАГО. Но Россия эту практику переносит так, что возникают опасения, что жизнь автовладельцев только ухудшится, полагает президент АНО «За справедливые выплаты» и глава экспертного совета по страхованию при Госдуме Александр Коваль. В нашей стране мы придумали электронный полис ОСАГО и «единый агент» — этого за границей не было, потому что у них никогда не было таких проблем, которые «изобрели» наши страховщики, уточняет аналитик.

Я считаю, что это не реформа, а всего лишь красивые слова. Дело в том, что КБМ, который существует с 2002 года, — это, собственно, и есть индивидуализация тарифов. Поскольку он свидетельствует о том, сколько раз вы попадали в ДТП.

Другое дело, что у автовладельцев были всегда проблемы из-за того, что его неправильно считали. А сейчас, когда его персонифицируют появится ещё больше проблем, так как появится ещё больше показателей. А значит проблем прибавится.

Если уж с простым показателем не справлялись, то с этим и подавно.

Эксперт опасается, что индивидуализация тарифов сведётся к тому, что тариф лишь повысится. А это подразумевает, что покупателей полиса может стать меньше.

В свете этого Коваль обратил внимание на то, что число проданных полисов не соответствует количеству автомобилей — 36 млн против 55 млн Это значит, что большое число водителей предпочитают платить небольшой штраф полицейским, чем отдавать несколько тысяч рублей за страховой документ.

Президент АНО «За справедливые выплаты» хочет развеять иллюзии страховщиков по поводу возможных прибылей от тех, кто провоцирует аварии. Ведь таких немного, указывает аналитик. Он рассказал о том, что в ЕС скидочные коэффициенты могут, например, доходить до 70%.

Но ведь этого наш страховой бизнес перенимать почему-то не хочет, а стремится лишь наживаться на автолюбителях.

Я считаю, что вся реформа ОСАГО работает прежде всего не на потребителя, а на страховой бизнес.

Стоит лишь вспомнить заявление Центробанка о том, что страховые компании сейчас — это самый высокоприбыльный финансовый институт, — сказал Коваль NEWS.ru.

Поэтому, высказал свой прогноз специалист, цены на полисы начнут расти сразу же после начала нового года. И связано это с тем, что 20%-ный коридор полностью не выбран, поясняет он. А это значит, что отказать себе в повышении цен представители страхового бизнеса не смогут.

Источник: https://auto.rambler.ru/navigator/43417137-tarify-na-polisy-osago-v-2020-godu-stanut-chestnee-no-dorozhe/

Новые правила оформления ОСАГО: учтут детей, кредиты и даже цвет авто

Почему подорожало осаго в 2020 году

Список предлогов, под которыми страховщики смогут поднять цены на полисы автогражданки, значительно расширен.

С 24 августа вступают в силу новые правила оформления ОСАГО. Страховщики теперь будут назначать тариф по автогражданке персонально каждому водителю. При этом они будут учитывать дополнительные факторы – в том числе, сколько нарушений ПДД совершил водитель.

Как будут рассчитывать теперь стоимость полиса, выяснял Sobesednik.ru.

Какие нарушения ПДД приведут к росту стоимости полиса ОСАГО?

Тарифный коридор для легковых автомобилей физических лиц будет расширен на 10% вниз и вверх, чтобы страховые компании имели возможность устанавливать для дисциплинированных автомобилистов более низкий тариф, а для нарушителей – повышенный.

Сейчас минимальное значение базовой ставки для этой категории водителей – 2746 руб., а максимальное – 4942 руб. По новым правилам, минимальная ставка будет установлена на уровне 2471 руб., а максимальная – 5436 руб.

На тариф может повлиять дисциплинированность водителя на дороге. Если же в его «багаже» грубые нарушения, то для него рассчитают по максиму.

Все такие нарушения четко прописаны в законе (вождение в состоянии алкогольного опьянения, отказ от медосвидетельствования и т. п.).

– Могут ли еще за какие-то нарушения повысить тариф? – интересуюсь у исполнительного директора РСА, вице-президента Всероссийского союза страховщиков Евгения Уфимцева.

– Хочу обратить ваше внимание, что в законе прописаны две нормы. Одна касается злостных неоднократных нарушений ПДД (и в законе перечислены именно эти нарушения, этот список закрытый).

Другая норма – страховым компаниям позволено использовать иные факторы, кроме упомянутого списка, и рассчитывать базовую ставку, учитывая те или иные особенности управления транспортным средством.

А вот эти факторы уже могут быть самыми различными.

Почему владельцам красных автомобилей автогражданка обойдется дороже, а владельцам белых – дешевле?

– Например? Какие факторы, кроме нарушения ПДД, могут учитывать страховщики?

– Возраст или цвет автомобиля, наличие детей, кредитная история… То есть страховщик может использовать любые факторы, которые не запрещены указанием Банка России, – объясняет Евгений Уфимцев.

– А как может повлиять наличие детей или цвет машины на аккуратность вождения? И чем будет руководствоваться страховщик, выставляя водителю столь странные персональные условия?

– Он будет руководствоваться статистикой.

Например, по каждому цвету у страховщиков есть конкретная статистика. Известно, что красные машины чаще попадают в ДТП, чем, скажем, белые.

Другой пример. Мы сравниваем частотность попадания каждой марки в аварии. И у всех она разная. Предположим, у человека минивэн. Это семейный автомобиль, такие обычно покупают для того, чтобы ездить с семьей, с детьми.

А значит – аккуратно. Или взять спортивное авто… Условно говоря, владельцу красного спортивного автомобиля вполне могут поставить базовый тариф в 5 тыс руб., а владельцу белого минивэна – в 3 тыс.

В зависимости от таких параметров страховщики и будут рассчитывать для каждого водителя индивидуальный тариф в рамках установленных законом границ тарифного коридора. Это сейчас будет разрешено страховщикам.

И потом этот тариф умножат на коэффициент по злостным нарушениям ПДД, неоднократным, тяжелым – он отдельный.

  • ХАМы и ВОРы за рулем составят компанию чиновникам и звездам

– Была информация, что страховщики могут учитывать и многократные легкие нарушения… Это что? К примеру, чаще всего превышают скорость. Сколько раз в год можно получить за это штраф, не боясь повышения тарифа?

– Это не прописано в законе, поэтому страховщик может использовать такой параметр, а может и не использовать – на собственное его усмотрение. Как и коэффициент за возраст машины.

По КАСКО – да, чем старше авто, тем дороже полис. Но у страховки по ОСАГО другая специфика, тут страхуется не ваш автомобиль, а вред, причиненный другому автомобилю. А вот попадете вы в ДТП в старую машину или в новую – неизвестно.

Хотя не могу отрицать: некоторые возрастные данные по машине все-таки играют роль: бывает трудно найти запасные части к старым автомобилям (по закону ремонт можно производить только новыми), есть еще сроки доставки. Предположим, у вас старая Тойота.

Если запчастей нет на складе  дилера, их могут заказать из Японии. Но сколько их будут везти? А в законе четко определен срок ремонта – не больше 1 месяца. Значит, их надо искать на рынке, где они могут быть значительно дороже.

То есть существуют некоторые нюансы, которые могут повлиять на удорожание страховки.

полезно знать

Закон дает возможность страховщикам при определении цены ОСАГО использовать свои собственные факторы. Фактор – это то, что влияет на степень риска как в сторону понижения, так и в сторону повышения. Например, возраст машины – это фактор. А коэффициент – это то, как именно влияет этот фактор.

Условно: машины до 3 лет получают коэффициент 0,5 (скидка), а машины старше 3 лет получают коэффициент 1,5 (повышение цены). Страховщики обязаны опубликовать на сайте именно  факторы, которые они используют. А значения коэффициентов – не обязаны.

Найти выгодный вариант ОСАГО поможет тарифный калькулятор

Страховщики, повторимся, обязаны опубликовать факторы, которые они используют для установления тарифа на основе своей статистики, и тарифный калькулятор. ЦБ будет это контролировать.

Есть и перечень запретов: ряд пунктов, которые ни один страховщик не имеет права учитывать. Это национальность, раса, языковая принадлежность, вероисповедание, должность.

– По закону страховщик обязан размещать на сайте тарифный калькулятор (с указанием всех факторов, которые будет использовать при назначении тарифа).

С его помощью водитель сможет рассчитать примерную стоимость полиса, указав требуемые данные, сравнить предложения разных компаний и выбрать наиболее подходящие для него условия, – уточняет еще один важный момент экономист Главного управления Банка России по ЦФО Илья Шаров.

В Центробанке не ожидают повышения средней стоимости полиса ОСАГО после нововведений.

– Как показывает практика, страховые компании заинтересованы в аккуратных водителях и борются за них, предлагая им более привлекательные тарифы. Ведь когда тарифный коридор был расширен в начале 2019-го на 20% вниз и вверх, то средняя стоимость полиса ОСАГО по итогам года снизилась на 4,8%, – уверяет Илья Шаров.

что еще

Для такси предусмотрено расширение коридора на 30% вниз и вверх.

Для легковых и грузовых автомобилей юрлиц тариф расширяется в обе стороны на 20%.

По автобусам, трамваям и троллейбусам на 5% изменится граница вниз.

Источник: https://sobesednik.ru/avto/20200821-s-24-avgusta-osago-podorozhaet

С авто по нитке: осаго подорожало и стало непрозрачным

Почему подорожало осаго в 2020 году

Возраст и пол водителя, число страховых случаев, место регистрации машины, а также факт привлечения к уголовной ответственности и наличие страховки недвижимости теперь учитываются при расчете цены ОСАГО по новым правилам. Об этом «Известиям» рассказали представители крупнейших компаний.

В конце августа вступили в силу поправки, призванные сделать стоимость автогражданки более индивидуализированной. Однако из-за большого числа параметров, использующихся при расчете полиса, его стоимость становится менее прозрачной, предупредили юристы.

В частности, даже при отсутствии аварий в течение года новая страховка может получиться дороже, поскольку водитель, например, не застраховал свое жилье.

В мутном зеркале

Изменения, вступившие в силу в конце августа, дают страховщикам возможность самостоятельно определять некоторые параметры, которые используются при расчете стоимости ОСАГО. Многие из них взяли из тарификации каско, рассказал управляющий директор по автострахованию «Ренессанс страхование» Сергей Демидов. К их числу относятся марка, модель, возраст и пробег автомобиля.

Также учитываются пол и возраст клиента, год выдачи водительского удостоверения, отметил заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантия» Игорь Иванов. Помимо этого, страховая обратит внимание на то, как часто автомобилю требуется ремонт, сколько было зафиксировано страховых случаев, где зарегистрировано ТС, как долго находится в собственности, не под залогом ли у банка, добавил он.

Автогражданка подорожает для нарушителей ПДД и для водителей, привлеченных к административной и уголовной ответственности с лишением прав, поделился директор департамента анализа и моделирования «Росгосстраха» Алексей Володяев. По его словам, компания также теперь обращает внимание на историю клиента, поскольку статистически подтверждено, что люди, страхующие дачи или квартиры, лучше контролируют себя на дорогах.

Формирование стоимости ОСАГО для клиента становится полностью непрозрачным, предупредил независимый страховой эксперт Михаил Михеев.

Поскольку автогражданка — обязательный вид страхования и отказывать в нем компания не может, то через индивидуализацию как раз и будет достигаться закрытие рисков по «недобору» за аварийных водителей, объяснил он.

Михаил Михеев добавил, что, как правило, мужчинам начисляют большую цену страховки, так как по статистике женщины водят машину аккуратнее.

Многие из этих факторов уже используются в ОСАГО, просто мы об этом не знаем, сказал координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов. А теперь нам, так сказать, разрешили заглянуть «под капот» и увидеть, из чего складываются расчеты.

Справка «Известий»

24 августа в России вступили в силу поправки к закону об ОСАГО об индивидуализации полисов. С 5 сентября действует указание Банка России о расширении коридора тарифов. Теперь для водителей личного транспорта базовый диапазон увеличился на 10% вверх и вниз — до 2471–5436 рублей.

Цель этих изменений — снизить цену полиса для аккуратных водителей и заставить платить больше тех, кто чаще нарушает ПДД и попадает в аварии. Клиенты не сразу их заметят, поскольку старые бланки полисов будут использоваться до середины 2021 года. Всего при расчете стоимости ОСАГО теперь будут задействованы порядка 15–20 параметров, рассказали страховщики.

Нелинейный подход

Новая тарифная система настроена таким образом, что клиент, который часто попадает в аварии, получит надбавку, а водители с хорошей статистикой — пониженную стоимость полиса, отметил руководитель дирекции розничного бизнеса «Ингосстраха» Виталий Княгиничев. Для хороших клиентов скидка постепенно увеличится, а для плохих надбавка существенно вырастет, пообещал он.

Однако эти факторы будут использоваться нелинейно, поэтому невозможно говорить, что какому-то из них соответствует определенный вес и именно он приводит к росту или снижению стоимости полиса, объяснил директор департамента обязательных видов страхования «АльфаСтрахования» Денис Макаров. Для оценки аварийности имеет значение именно совокупность параметров, подчеркнул он.

Парадокс в том, что даже если весь год водитель проездил без аварий и коэффициент бонус-малус (КБМ) у него снизился, при продлении ОСАГО новый полис может оказаться дороже, чем предыдущий. Помимо КБМ, учитываются еще более 10 факторов, и могут измениться коэффициенты территории и возраста, что также приведет к росту цены полиса, отметил Виталий Княгиничев.

Такая ситуация возможна, если водитель часто нарушает ПДД, даже если они не приводят к инцидентам на дороге, сообщили в страховой компании «Югория». Если автолюбитель неоднократно привлекался к административной ответственности за проезд на красный, превышение скорости и выезд на встречную полосу, ОСАГО для него станет дороже, подтвердили в страховой платформе Mafin.

Как показывает опыт первого этапа индивидуализации тарифов ОСАГО, страховые компании заинтересованы в хороших водителях и конкурируют за таких клиентов, отметили в пресс-службе ЦБ. Автовладельцы при покупке полиса могут провести собственный мониторинг, сравнить стоимость полиса у различных страховщиков и выбрать наиболее привлекательное по цене предложение, добавил представитель регулятора.

При этом требования к качеству и срокам ремонта одинаково жесткие для всех страховых компаний, сообщили в Российском союзе автостраховщиков. Компании обязаны обеспечить по требованиям закона об ОСАГО проведение восстановительного ремонта, а он должен соответствовать единой методике, подчеркнул представитель РСА.

Личный опыт корреспондента «Известий» показал, что за ОСАГО на конкретный автомобиль страховые компании из десятки крупнейших просят от 8200 до 12 200 рублей.

При этом скидок по такому продукту не бывает — они не предусмотрены в этом виде страхования.

Новый полис, приобретенный после 5 сентября, оказался чуть дороже прошлогоднего, хотя аварий не было, КБМ стал ниже, а штрафов за прошедший год оказалось менее пяти.

На один и тот же запрос страховые в течение дня могут выдавать разные цены — это обусловлено принципом работы скоринговой системы и системы оценки риска, объяснил Михаил Михеев. Чтобы разобраться в принципе расчета, нужно знать свои показатели и коэффициенты риска, добавил он.

Причиной различия стоимости полиса ОСАГО у разных страховщиков чаще всего является размер вознаграждения страхового агента, который, судя по всему, не ограничен, предупредил управляющий партнер AVG Legal Алексей Гавришев. Кроме того, увеличение количества факторов, влияющих на расчет коэффициентов, делает процесс ценообразования менее понятным для клиентов, резюмировал он.

Источник: https://iz.ru/1059251/tatiana-bochkareva/s-avto-po-nitke-osago-podorozhalo-i-stalo-neprozrachnym

«Автогражданка» кивает на рубль: почему подорожало ОСАГО

Почему подорожало осаго в 2020 году

В марте после падения рубля страховщики экстренно попросили Центробанк России расширить тарифный коридор ОСАГО на 10% (дает возможность снижать и повышать базовую ставку полиса), чтобы поднять стоимость полисов. Всероссийский союз страховщиков (ВСС) в письме регулятору, по сообщениям СМИ, напрямую утверждает, что такая мера необходима страховому бизнесу для компенсации роста цен запчастей.

Как выяснила «Газета.Ru», повышать стоимость в рамках базовых тарифов ОСАГО, которые определяются ЦБ, в регионах страховщики начали еще до снижения курса рубля.

Например, бывший лидер рынка ОСАГО — «Росгосстрах» — в середине января 2020 года зафиксировал в Москве и Подмосковье (для физлиц и ИП категории «В» и «ВЕ») базовый тариф на уровне 4118 руб. и 4115 руб. соответственно.

Сейчас же тариф для обоих субъектов федерации, согласно сайту компании, составляет и в том и другом случае 4550 руб. Таким образом, с начала года в двух ключевых регионах тарифы у «Росгосстраха» уже выросли на 10,5%.

По той же категории автомобилистов у СК «СОГАЗ» тарифы «автогражданки» с января 2019 года по январь 2020 выросли на 10% для Москвы и на 5% – для Подмосковья. Базовая ставка для обоих регионов теперь составляет 3945 руб.

Текущий лидер по продажам полисов «автогражданки» – «АльфаСтрахование» – пока не меняло базовые тарифы в Москве и Подмосковье. Зато в течение года точечно выросли ставки для легковых автомобилей в некоторых городах. К примеру, в Туле базовая ставка теперь составляет 3893 руб.

(рост на 5%), в Набережных Челнах – 3846 руб. (на 4%), в Перми 3834 руб. (на 3,5%), в Саратове – 3978 руб. (на 7,3%).

«Страховой дом ВСК» с февраля прошлого года для самого массового легкового транспорта (для большинства автомобилистов) в Москве и Московской области установил базовую ставку в размере 3706 руб. Согласно актуальному приказу ВСК о базовых тарифах ОСАГО от 13 марта 2020 года, теперь для москвичей и жителей области базовая ставка составила 4250 руб., таким образом, за год она выросла на 15%.

Кивают на рубль

Страховщики вкупе с Российским союзом страховщиков (РСА, профобъединение страховщиков ОСАГО) сходятся во мнении, что необходимо повышать тарифный коридор, как минимум, на 10%. Они также признают, что по различным причинам уже пересмотрели свои тарифы задолго до ослабления российской валюты.

«Рост тарифов начался еще в прошлом году после повышения цен на запасные части в «Единой методике расчета ущерба».

Мы отслеживаем на регулярной основе данные по убыточности и в соответствии с ней принимаем решения по тарифам.

В связи с изменением курса валют мы прогнозируем дальнейший рост стоимости запчастей», – рассказал «Газете.Ru» Виталий Княгиничев, руководитель дирекции розничного бизнеса компании «Ингосстрах».

В «РЕСО-Гарантии» отметили, что у них «действующие сейчас ставки тарифов были установлены уже очень давно», а в последний месяц никаких повышений ставок не было. Тем не менее, компания рассчитывает на расширение тарифного коридора из-за неизбежного роста стоимости запчастей из-за нового курса рубля.

«По поводу расширения коридора – наша позиция заключается в необходимости индивидуализации тарифа (страховая компания должна иметь возможность применять индивидуальный тариф для клиента), – уточнил в беседе с «Газетой.Ru» заместитель гендиректора «РЕСО-Гарантии» Игорь Иванов.

Аналогичной позиции придерживается член правления «Росгосстраха» Евгений Ниссельсон. По его словам, РСА периодически пересматривает в сторону увеличения расценки своих справочников, которые определяют стоимость восстановительного ремонта автомобиля.

«Не первый год сохраняется тенденция роста размера средней выплаты. Странно в такой ситуации ожидать, что тарифы не будут увеличиваться», – заметил Ниссельсон.

Высокий уровень волатильности рубля несет в себе серьезные угрозы для рентабельности не только ОСАГО, но и в целом всех видов моторного страхования, отмечает начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгений Попков.

По его словам, даже использование предельных значений в разрешенном тарифном коридоре уже не может сохранить тот баланс, который удалось достичь в ОСАГО за последние несколько лет.

Представитель «Росгосстраха» подчеркнул, что компания действует строго в рамках границ тарифного коридора, установленного Банком России в том числе и для того, чтобы страховщики могли корректировать свое ценовое предложение, сохраняя рентабельность в сегменте ОСАГО, и могли сформировать необходимые страховые резервы для выплат.

Высокий уровень волатильности рубля несет в себе серьезные угрозы для рентабельности не только ОСАГО, но и в целом всех видов моторного страхования, отмечает начальник управления продукт-менеджмента и маркетинга СК «МАКС» Евгений Попков.

По его словам, даже использование предельных значений в разрешенном тарифном коридоре уже не может сохранить тот баланс, который удалось достичь в ОСАГО за последние несколько лет.

В СК «АльфаСтрахование» сообщили, что ежедневно в режиме реального времени мониторят ситуацию на рынке и регулярно корректирует базовые ставки по ОСАГО, как в сторону повышения, так и в сторону понижения.

На запрос «Газеты.Ru» о повышении ставок Банк России сообщил, что мониторит тарифы страховых компаний и считает, что пока делать выводы преждевременно.

В РСА слова членов союза опровергают. В ответ на запрос в профобъединении сообщили, что роста базовых ставок не было и на протяжение последнего года по их данным полисы ОСАГО только дешевели.

«Информация о массовом повышении базовых тарифных ставок по ОСАГО не соответствует действительности. Напротив, Российский союз автостраховщиков (РСА) фиксирует снижение средней премии по ОСАГО 14 месяцев подряд на фоне роста средней выплаты», – сообщили «Газете.Ru» в пресс-службе РСА.

По данным профсообщества страховщиков ОСАГО за январь-февраль 2020 года средняя цена полиса ОСАГО снизилась по сравнению с аналогичным периодом 2019-го на 1,6% — с 5 628 до 5 539 рублей.

Доводы РСА считает противоречивыми автомобильный эксперт Сергей Ифанов.

«У страховщиков получается несмешной анекдот. С одной стороны, они бьют себя в грудь, что, дескать, стоимость полиса снижается.

Конкуренция – вот хорошо! С другой стороны они просят Центробанк расширить тарифный коридор для того, чтобы повысить стоимость ОСАГО.

Так если вы можете конкурентно работать в рамках нынешних тарифных рамок, то зачем вам еще повышать цены? Тем более в кризис», – недоумевает эксперт.

По словам Ифанова, рынок ОСАГО перенасыщен игроками – 44 компании слишком много. Если кто-то из них не сводит дебет с кредитом, то может отправляться на выход из этого сегмента страхования – это бизнес, это нормальный капитализм, заключил он.

Источник: https://www.gazeta.ru/business/2020/03/25/13022437.shtml

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.